+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.07.2023 14:01:32
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Развитие Восточного полигона не синхронизировано с перспективами погрузки на ДВЖД

По данным «Востокгосплана», за счет реализации в Дальневосточном федеральном округе инвестпроектов к 2030 году в регионе могут увеличиться более чем в 13 раз перевозки руды различных металлов и почти вдвое угля.

Планов громадье

В 2022 году на Дальневосточной магистрали было погружено 70,5 млн т различных грузов, что на 7% больше, чем в 2021-м.

«При сохранении текущих объемов и при реализации инвестпроектов объем погрузки в 2025 году может составить 128 млн т (+41% к 2021 году), в 2030 году – 230 млн т (+153%) за счет роста более чем в 13 раз перевозок руд и почти в 2 раза угля, а также полимерной, химической и металлургической продукции», – сообщила руководитель сектора «Стратегическое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Наталья Самсонова.

Учитывая географическое расположение действующих и будущих производств, основной объем грузовой базы будет ориентирован на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как известно, ежегодная провозная способность Восточного полигона в экспортном направлении, то есть в адрес тихоокеанских портов и сухопутных погранпереходов ДФО, по итогам 2024 года, когда завершится II очередь проекта, должна достигнуть 180 млн т. В настоящее время идет обсуждение III этапа программы модернизации. Согласно предварительным данным, его целевым показателем станет достижение провозной способности БАМа и Транссиба к 2032 году до 255 млн т.

С учетом вышеприведенных прогнозов погрузки можно сделать вывод, что возможности железнодорожной инфраструктуры будут отставать от потребностей дальневосточных грузоотправителей, поскольку ДВЖД, помимо местной работы, необходимо обеспечивать движение транзитных маршрутов, в том числе из Кузбасса и других российских регионов.

Еще один риск связан с недозагруженностью портов. В 2022 году загрузка портовых мощностей на Дальнем Востоке в среднем составила около 70%. При этом готовятся к реализации новые проекты в сфере развития перегрузочных комплексов.

В частности, продолжится расширение терминалов Ванинского узла. «Это «ВаниноТрансУголь». Они ввели I очередь комплекса, в 2025 году планируется к вводу II этап еще на 12 млн т. Увеличение перевалки планирует «Дальтрансуголь», до 40 млн т», – проинформировал начальник отдела развития портов управления морских портов и развития инфраструктуры Росморречфлота Руслан Мухаметов.

В поисках нестандартных решений

Отчасти сгладить дисбаланс возможностей инфраструктуры и спроса на перевозки помогут современные технологии организации продвижения грузопотока. В частности, Н. Самсонова предлагает создать ситуационный центр с элементами информационно-аналитических систем и транспортного моделирования, а также центры компетенций, сервисов цифровой логистики. Они послужат инструментами стратегического планирования, мониторинга и анализа транспортных потоков.

В целях рационального использования ниток графика под перевозки контейнеров рассматривается вопрос формирования двухъярусных контейнерных поездов. «Провода мешают, но, если использовать платформы колодцевого типа и контейнеры делать на 15 см меньше, они пройдут по габариту. В РЖД такой способ перевозки и конструкция данного контейнера сейчас прорабатывается. Пока на этапе предпроекта, однако, думаю, в будущем такие платформы и контейнеры на сети железных дорог мы увидим», – говорит заместитель гендиректора АО «РЖД Бизнес Актив» Иван Боднар.

Как отметил коммерческий директор Global Ports Игорь Пухов, инфраструктурного развития требуют не только железнодорожные подходы к портам, но и автомобильные. В частности, вывоз грузов из порта Восточный сегодня на 94% обеспечивает железная дорога и только 6% – автотранспорт. Это достаточно низкий показатель по сравнению с другими терминалами Приморья, обычно по автодороге вывозится 25–30% от объема, поступающего в порт по морю.

«Развитие автодороги [Артем – Находка] помогло бы увеличить вывоз автотранспортом, активнее использовать тыловые терминалы для того, чтобы дождаться развития железнодорожной инфраструктуры и в это время отправлять грузы через другие терминалы железнодорожным транспортом. Также это позволило бы получить доступ к складам и распределительным центрам, которые находятся в районе Артема, соответственно, снять нагрузку с дорог Владивостока, переключив оттуда на Находку часть вывоза автотранспортом», – пояснил И. Пухов.

Стоит сказать, что развитие дорожной сети пока ограничивает уровень доступности автотранспорта: на Дальнем Востоке, по данным Минвостокразвития, только 67% автодорог в регионе имеют твердое покрытие.

Еще одно решение для эффективного распределения внешнеторговых потоков – более активное использование потенциала сухопутных пунктов пропуска в ДФО. Как уточнил старший вице-президент по операционной деятельности и GR ГК «Дело» Денис Илатовский, речь идет о мостовом переходе Нижнеленинское – Тунцзян (кстати, 28 июля через него прошел первый контейнерный поезд, до недавнего по мосту только экспортировались уголь и руда) и Соловьевск – Эрэнцав.

Последний, расположенный на границе России и Монголии, действует как двухсторонний пункт пропуска. Если ему придать статус многостороннего, организовав бесшовное сквозное сообщение с Китаем, возможно привлечь дополнительные объемы грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions