+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.05.2018 14:42:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Проект, соединяющий Север

В России обсуждают реализацию железнодорожной магистрали Белкомур. Строительством транспортной артерии, которая должна соединить Сибирь с Уралом, а в дальнейшем и Китай, займутся Россия и КНР. Еще в 2015 году страны договорились о совместной работе над проектом, а сам Белкомур имеет более чем 100-летнюю историю! Но какие выгоды от строительства Белкомура ждать России и Китаю и будет ли проект реализован?
Столетняя история

Белкомур – это аббревиатура от географических объектов, по которым будет проходить магистраль: БЕЛое море – КОМи – Урал. Магистраль стратегическая – она позволит напрямую соединить несколько регионов, что и увеличит транспортную доступность, и ускорит развитие территорий.

Инициаторами проекта официально значатся три российских региона: республика Коми, Пермский край и Архангельская область. Но в последнее время интерес к проекту проявляют и Мурманская область, Карелия, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, ряд регионов Сибири и Урала. В комплексную программу развития проекта сегодня входят 39 промышленных инвестиционных проектов, расположенных в трех регионах и предполагаемых к осуществлению частным капиталом. Общий объем планируемых частных инвестиций превышает 700 млрд руб.! И это без учета возможного строительства глубоководного порта в Архангельске. Однако эксперты уверяют: эффективность функционирования этих проектов, а для значительной их части – и сама возможность реализации, напрямую зависит от создания ж/д магистрали Белкомур.

Белкомур - стратегически важная для нашей страны транспортная артерия, это - несомненно. Она позволит соединить ряд северных регионов, приведет к резкому увеличению ресурсооборота транспортным возможностям для торгового и транспортного обмена в России. Причем, речь идет не только об отдельных регионах, через которые будет проходить дорога (например, Ямало-Ненецкий округ), но и о стране в целом, - считает начальник Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и антарктического Научно-исследовательского института Владимир Соколов.

По мнению ученого, проект имеет значимость для России, правда денег на его реализацию страна изыскать не может. Поэтому участие в строительстве ветки будут принимать иностранные инвесторы. Большой интерес к нему проявляет Китай.

- Им это выгодно по ряду причин. Да и фактически китайские инвесторы, если договорятся о реализации проекта, будут получать деньги от функционирования магистрали, - считает Соколов.

По плану, общая протяжённость ветки, связывающая Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь, должна составить 1161 километр. Из них ранее было построено около 449 километров и эти ветки будут реконструированы. Планируется возвести еще 712 километров железнодорожных путей. Мощность создаваемой линии — около 35 миллионов тонн грузов в год. В основном это будут уголь, минеральные удобрения, нефтяные и лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры. Только в железнодорожную ветку нужно инвестировать не менее 176 миллиардов рублей.

«Реализация проекта приведет к сокращению пробега грузов в корреспонденциях, тяготеющих к этой спрямляющей магистрали, до 800 км (на выходах с Урала к портам Архангельска), – рассказывают о проекте на официальном сайте, посвященном Белкомуру. – Одновременно создаваемая магистраль коренным образом улучшит условия транспортного обслуживания зоны пролегания и будет способствовать освоению здесь богатых лесных ресурсов, расчетная лесосека которых используется лишь на 30–40%. Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию, и позволит рассматривать организацию внутренних и международных интермодальных перевозок.

Где взять деньги?

По словам специалистов, было бы выгодно, если Белкомур построился по принципу государственно-частного партнерства. Руководитель отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергей Оленин отмечает, что в инвестиционной программе ОАО «РЖД» запланировано финансирование ряда проектов строительства железнодорожной инфраструктуры.

«В то же время окончательное подтверждение об участии государства в проекте «Белкомур» в настоящее время отсутствует, так как остаются нерешенными ряд ключевых вопросов. Так, основной нерешенный вопрос – обоснованность прогнозируемой грузовой базы. Наряду с этим в настоящий момент на площадках федеральных органов исполнительной власти и в Совете потребителей ОАО «РЖД» обсуждаются детали концессионного соглашения: вопросы прозрачности тарифообразования на инфраструктуре Концессионера, параметров привлекаемого Концессионером финансирования и т. д. Кроме того, в соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года подтвержденный и прогнозируемый объем грузоперевозок может быть освоен существующими и запланированными в инвестпрограмме мощностями инфраструктурного комплекса. Таким образом, в соответствии с планами ОАО «РЖД», потребность в проекте «Белкомур» может возникнуть после 2025 года», – отмечает эксперт и подчеркивает: потенциальная потребность в развитии проекта «Белкомур» есть, однако до принятия решения о реализации необходимо решить и согласовать ряд основополагающих вопросов.

Зачем Белкомур?

Как Белкомур повлияет на экономику страны? По словам представителя института Арктики Владимира Соколова, основная транспортная магистраль в РФ, которая связывает Дальний Восток с центральными районами страны, перегружена и больше не может брать на себя дополнительный поток грузов. И именно Белкомур должен взять на себя этот объем для торговли с Китаем.

«А у КНР, в свою очередь, повысится возможность товарооборота Восток – Запад и он будет иметь двойной выход на Архангельск. Из Архангельска транспорт может напрямую идти на Европу и на трассу Севморпути. Такое положение китайцы считают для себя крайне выгодным», – объясняет эксперт.

Такого же мнения придерживается и Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК «ТелеТрейд». Он говорит, что Белкомуру предстоит стать большим транспортным коридором между севером Европы и странами Азии.

«Существование такого железнодорожного пути сократило бы маршрут между ними на 800 км. Это не просто ускоряет транспортировку грузов, а полностью меняет логистику. Сейчас продукция из Азии перевозится в Европу в основном морским транспортом. Такая доставка занимает, например, 90% экспорта Китая. Белкомур соединит регионы кратчайшим путем через Пермь – Сыктывкар – Архангельск с выходом к незамерзающим морским портам. Это позволит развитым странам Скандинавии завозить товары и сырье больше и дешевле из России, Китая, Казахстана, Японии. И наоборот, легче поставлять свою продукцию в азиатский регион. Загрузятся портовые мощности североевропейских стран международным транзитом грузов. А для России, помимо транзитной функции, дорога улучшит условия транспортного обслуживания и даст стимул развитию северных, сибирских, дальневосточных областей, освоению их природных ресурсов, инвестициям, созданию новых производств и повышению доходов бюджетов», – отмечает М. Гойхман.

Для железнодорожников Белкомур станет маршрутом, который даст возможность увеличить грузооборот и разгрузить перегруженные линии центральной части России, уверен генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

«Данный проект направлен на развитие северных портов и СМП в частности. Однако грузовая база движется за спросом на продукцию. Поэтому фактическая загрузка и интерес к данному проекту будет на прямую зависеть от мировой конъюнктуры рынков. При благоприятном стечении обстоятельств интерес могут проявить и Казахстан, и Китай. Но есть риск, что часть грузов с Транссиба переключится на СМП и далее на Белкомур. Все зависит от экономики и тарифов. Кроме того, объемы инвестиций на периоде строительства могут повлиять на сроки и окупаемость проекта. Такая схема реализации проекта новая и слабые стороны и подводные камни придется преодолевать в режиме реального времени. Проект перспективный. Если бы он был нужен сейчас, то это была бы ошибка планирования. Так как на его реализацию нужен большой временной срок и инвестиции. В перспективе его востребованность очевидна только при соответствующем развитии портовых мощностей северного региона и инфраструктуры СМП», – говорит эксперт.

О подводных камнях проекта специалисты говорят неохотно, предпочитая подсчитывать прибыль от Белкомура. В частности, называют огромные суммы поступлений от проекта ( говорят о 2,65 трлн руб.). И отмечают, что более 40 предприятий в зоне прохождения новой железнодорожной магистрали получат возможность развития, а количество новых рабочих мест достигнет 32 тыс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions