+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2017 13:31:57
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка в сентябре 2017 года: экспортный бум по зерну и лесным грузам

По данным ОАО «РЖД», погрузка за 3 квартала 2017 года составила 937,3 млн т, что на 2,8% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Темпы роста погрузки замедляются: так, по итогам I квартала рост погрузки составлял 3,8%, по итогам полугодия – 3,6%. В то же время рекордный урожай зерна и его востребованность за рубежом потребовали дополнительных регуляторных решений для обеспечения стабильности вывоза зерна на экспорт.

Погрузка зерна является лидером по динамике роста на протяжении всего года. При этом, в III квартале объем погрузки также существенно вырос: по итогам 9 месяцев 2017 года рост погрузки зерна составил 12,3%, что на 2,4 пп. выше, чем аналогичный показатель за I полугодие. Ключевым фактором такого роста является рекордный урожай ввиду большого количества осадков и спрос на российскую продукцию за рубежом. Так, если на внутренним сообщении погрузка зерна за 8 месяцев снизилась относительно аналогичного периода прошлого года на 7%, то на экспорт выросла уже почти в 1,5 раза – на 41,7%.

Активному росту экспорта способствует ослабление рубля в последние месяцы, а также рост мировых цен: засуха, установившаяся в ведущих производящих регионах США и Канады, привела к увеличению цен на американскую пшеницу и, как следствие, на пшеницу во всем мире. Так, Статистическая служба Канады опубликовало отчет за август с довольно пессимистическими прогнозами производства основных зерновых культур: всей пшеницы будет произведено на 19,5% меньше, чем в прошлом году, ячменя будет произведено на 17,9% меньше. В Министерстве сельского хозяйства США (USDA) ожидают, что экспорт австралийской пшеницы в этом сезоне из-за неблагоприятных погодных условий снизится примерно на 20%.

В то же время уровень биржевых цен на российскую экспортную пшеницу снизился к сентябрю по сравнению с концом 2016 года на 7,7%. При этом снижение цен на российскую продукцию наблюдалось и в прошлом году на фоне рекордных урожаев в тех же США и Канаде, а также Франции, Австралии и др. Благоприятные условия для экспорта российского зерна создает и государство: в соответствии с постановлением правительства РФ № 966 от 26.09.16, в период с 23.09.16 г. до 01.07.18 г. была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу, а на период с 01.10.2017 г. до 30.06.2018 г. ОАО «РЖД» ввело скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевозки зерна в собственном подвижном составе и контейнерах для производителей, удаленных от морских портов. Также в конце мая этого года было подписано заявление о снятии всех торговых ограничений между Турцией и Россией (ранее, в марте, Турцией были введены заградительные пошлины на наше зерно, которые составляют 130%).

Однако в связи с высоким урожаем возникает дефицит мощностей для хранения и транспортировки. Трейдеры ожидают, что в этом сезоне физически не смогут вывезти за рубеж все излишки. Объем экспорта пшеницы через Новороссийский порт в августе оказался на 65% больше, чем за предыдущий месяц, и на 48% больше, чем в августе прошлого года. Доля Египта составила 42%, далее с большим отрывом следуют Нигерия (6,5%) и Танзания (6,3%). Всего через НМТП пшеница была экспортирована в 21 страну Евросоюза, Ближнего Востока, Северной, Западной и Восточной Африки, Южной Азии, Северной и Южной Америки (12 стран в июле). Отгрузки ячменя НМТП по сравнению с июлем сократились на 21%. Крупнейшим получателем августа стала Саудовская Аравия (почти 82,4%). Остальной объем был поставлен в Катар и Ливию.

Важным итогом III квартала 2017 года является возвращение положительной динамики в погрузке черных металлов: за 9 месяцев она выросла на 1,2%, в то время как по итогам полугодия наблюдался спад (-0,4%). В отличие от зерна, рост погрузки обеспечивается внутренним спросом: так, за период январь – август погрузка черных металлов во внутреннем сообщении увеличилась на 13,9%, а в экспортном сократилась на 6,5%.

Основными факторами, сдерживающими рост экспорта черных металлов, служат антидемпинговые таможенные пошлины в отношении российских производителей. В январе 2017 года Турция ввела дополнительные пошлины в размере 30% в отношении импорта стальных труб. В мае 2017 года Мексика продлила на 5 лет действие антидемпинговых пошлин на поставки листового горячекатаного проката из России в размере 29,3%.

В августе прямые поступления по сети РЖД стального проката, труб, чугуна и полуфабрикатов в адрес крупнейших отечественных автомобильных холдингов (АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, «Соллерс», ОАТ и пр.), включая предприятия по производству автокомпонентов, составили 77,6 тыс. Прямые поступления черного лома на основные российские металлургические комбинаты и трубные заводы составили 1,22 млн т. Это на 3,4% ниже уровня предыдущего месяца. По итоговым показателям 8 месяцев в отрасли со значительным отрывом лидирует Выксунский металлургический завод (АО «ВМЗ»): поставки на экспорт заводом составили в августе 291,4 тыс. т. Основным направлением поставок является Финляндия (строительство морского газопровода «Северный поток – 2»). Это на 2,6% выше объемов закупок предыдущего месяца.

Ослабление рубля, низкие мировые цены на российские пиломатериалы, а также высокое качество продукции способствуют экспорту и, соответственно, росту погрузки лесных грузов. Однако по итогам 9 месяцев наблюдается небольшое замедление темпов роста погрузки: так, по сравнению с I полугодием темп роста погрузки снизился на 0,5 пп., до 3,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За период январь – август погрузка лесных грузов во внутреннем сообщении сократилась на 3,6%, а на экспорт выросла на 4,3%.

Для лесопромышленного комплекса перспективы роста предопределены достаточно хорошим спросом на жилье из деревянных конструкций во многих странах мира, а также потребностями в бумажной продукции. Основным импортером на рынке российских пиломатериалов уже много лет выступает Китай, куда направляется более половины всех экспортных поставок. В последнее время Китай нарастил объем экспортируемой Россией продукции глубокой переработки древесины: фанеры (отправка увеличилась практически вдвое), плит ДСП (раннее не экспортировались). Китай учредил Союз лесохозяйственных предприятий, который будет заниматься деятельностью под эгидой Китайской ассоциации лесной промышленности и сосредоточится на урегулировании споров в сфере импорта-экспорта продукции ЛПК. Одной из приоритетных задач организации будет установление постоянных контактов и организация консультаций с российской стороной. Согласно достигнутой двусторонней договоренности, при Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров России будет создан филиал по сотрудничеству с китайскими партнерами. Союз займется разработкой региональных стандартов по китайско-российской торговле лесопродукцией и сокращением технологических барьеров в двусторонней торговле.

Также китайцы готовы возобновить работу ЦБК в Амурске, который прекратил свое существование в 1990-х гг. В Кировской области побывала делегация японских бизнесменов, которые заинтересовались вятской древесиной. С учетом сейсмической опасности в их стране, японским производителям необходим очень качественный материал. В Кировской области есть древесина, которая отвечает всем параметрам, необходимым при данном производстве. Предполагается, что инвестиции из Финляндии будут привлечены в модернизацию целлюлозно-бумажного и деревообрабатывающего комплексов Алтайского края.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions