+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2017 11:03:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Абхазская железная дорога – быть или не быть?

Открытие железной дороги, которая способна соединить Россию и Грузию, экономически выгодно, помимо двух стран, также Армении и Турции. Основным препятствием в реализации проекта остаются политические противоречия, касающиеся неоднозначного статуса Абхазии и Южной Осетии, отмечают эксперты. Новый этап переговоров призван обойти политические разногласия ради финансовой выгоды всех участников. Удастся ли сторонам прийти к общему решению?
Новый диалог о старом

В конце ноября в Швейцарии представители России, Грузии и швейцарской компании SGS (Societe Generale de Surveillance) обсудят перспективы принятия соглашения 2011 года о восстановлении транспортных коридоров через территорию Абхазии и Южной Осетии. Об этом ранее спецпредставитель грузинского премьера Зураб Абашидзе сообщил "Ъ" после встречи с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным. Активация договора "О торговых коридорах", подписанного между Россией и Грузией еще в 2011 году, позволит сторонам значительно расширить транспортную коммуникацию через бывшие грузинские автономии. Сам З. Абашидзе сообщил, что надеется на успешный исход швейцарских переговоров, в результате которых стороны подпишут контракт с SGS.

Условия соглашения предполагают работу третьей стороны, которая выступит в качестве посредника, контролирующего грузопоток по спорным территориям с помощью электронной системы слежения. Данную функцию возьмет на себя SGS, занимающаяся инспекционными услугами и сертификацией.

Однако государствам еще предстоит договориться, где будет расположена таможня в транспортных коридорах. «Если она (таможня. – Прим. ред.) будет на границе между Россией и Абхазией, то Грузию такие условия не устроят. Если КПП будет стоять на границе между Абхазией и Грузией, то это означает, что грузинская сторона признает юрисдикцию Абхазии, что невозможно себе представить», – рассуждает директор Института Кавказа в Ереване, политолог Александр Искандарян. Два из трех транспортных направлений пролегают через территории Абхазии и Южной Осетии.

Драйвер роста

Пользу восстановления Абхазского железнодорожного коридора понимают как в России, так и в Грузии. В частности, проект поддерживают Ассоциация промышленников и предпринимателей Грузии и порт Поти. Запуск стальной магистрали позволит Грузии выйти на рынок причерноморских регионов России, расширить транзитные потоки. Увеличится туристический поток между Россией и Грузией, за счет прямого сообщения между Москвой и Тбилиси. Такой маршрут может стать достойной альтернативой авиационным перевозкам. В том числе линия позволит Грузии получить альтернативу линии Баку – Тбилиси – Карс.

Армения, в свою очередь, получит прямой доступ на рынки государств Евразийского экономического союза. Такая перспектива крайне привлекательна для страны, поэтому председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян и представители министерств страны принимают активное участие в переговорах. Не меньшую экономическую пользу данный проект представляет для Турции.

«Дополнительный железнодорожный маршрут станет еще одним конкурентоспособным направлением для глобального транзита, – рассказывает президент Института развития транспортных систем Александр Синев. – Новый путь будет полезен для ряда стран, пользующихся транспортным коридором Запад – Восток и ответвлениями МТК Север – Юг». Рекордные показатели Абхазская железная дорога продемонстрировала в 1975 году. Тогда было перевезено 4,2 млн пассажиров и 3,2 млн т грузов.

Сегодня единственным прямым сухопутным сообщением между Россией и Грузией является перевал с погранпереходом в Верхнем Ларсе. Погодные условия на участке крайне неблагоприятны, что способствует частому возникновению ДТП. Так, в зимний, весенний и осенний периоды на пути образовываются многокилометровые пробки.

Сегодня железнодорожная ветка практически полностью восстановлена – 221 км пути. В 2008 году был отремонтирован участок Сухум – Очамчира. Спустя 3 года было восстановлено 130 км пути и 166 стрелочных переводов. Для этих целей Россия выдала Абхазии долг на сумму 2 млрд руб. В июне 2011-го стороны запустили пассажирское сообщение между Сочи и Сухумом. Также возобновилось движение поездов из Сухума в Москву, Ингири, в летнее время – в Санкт-Петербург, Самару и Белгород. Электрифицированный участок Псоу – Сухум также находится в эксплуатации.

Большинство станций подключено к автоматизированной системе управления резервированием пассажирских мест «Экспресс». Из Ткуарчала перевозится уголь в порт Очамчира.

Изначально Абхазская железная дорога, строившаяся в конце 1860-х гг., должна была соединить Черноморское побережье с Каспийским, сократить транзитный путь в Закавказье наполовину. Также проект должен был стать драйвером для развития черноморских портов и увеличить пассажиропоток к курортам региона.

Перспективы товарооборота

По оценкам грузинских властей, товарооборот между Россией и Грузией по итогам 2017 года может превысить $1 млрд. За 10 месяцев текущего года показатель увеличился на 35,3% – до $929,6 млн, что на 5,5% больше, чем за весь 2016 год. При этом грузинский экспорт в январе – октябре 2017-го (+100%, до $314 млн) вырос значительно быстрее импорта (+15,7%, до $615,6 млн) к аналогичному периоду прошлого года. Развивается и рейсовое автомобильное сообщение – между странами курсирует 33 рейсовых автобуса.

«Для более динамичного роста грузового сообщения между странами России стоит уделить особое внимание системе выстраивания цепочек поставок грузов в Грузию и в обратном направлении. К сожалению, сегодня у РФ нет комплексного подхода в развитии Южного коридора», – считает председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству, доктор экономических наук, профессор Олег Дунаев. Успешный исход переговоров в Швейцарии позволит России расширить транспортную сеть в регионе и укрепить торговые отношения с Грузией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions