+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2017 11:03:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Абхазская железная дорога – быть или не быть?

Открытие железной дороги, которая способна соединить Россию и Грузию, экономически выгодно, помимо двух стран, также Армении и Турции. Основным препятствием в реализации проекта остаются политические противоречия, касающиеся неоднозначного статуса Абхазии и Южной Осетии, отмечают эксперты. Новый этап переговоров призван обойти политические разногласия ради финансовой выгоды всех участников. Удастся ли сторонам прийти к общему решению?
Новый диалог о старом

В конце ноября в Швейцарии представители России, Грузии и швейцарской компании SGS (Societe Generale de Surveillance) обсудят перспективы принятия соглашения 2011 года о восстановлении транспортных коридоров через территорию Абхазии и Южной Осетии. Об этом ранее спецпредставитель грузинского премьера Зураб Абашидзе сообщил "Ъ" после встречи с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным. Активация договора "О торговых коридорах", подписанного между Россией и Грузией еще в 2011 году, позволит сторонам значительно расширить транспортную коммуникацию через бывшие грузинские автономии. Сам З. Абашидзе сообщил, что надеется на успешный исход швейцарских переговоров, в результате которых стороны подпишут контракт с SGS.

Условия соглашения предполагают работу третьей стороны, которая выступит в качестве посредника, контролирующего грузопоток по спорным территориям с помощью электронной системы слежения. Данную функцию возьмет на себя SGS, занимающаяся инспекционными услугами и сертификацией.

Однако государствам еще предстоит договориться, где будет расположена таможня в транспортных коридорах. «Если она (таможня. – Прим. ред.) будет на границе между Россией и Абхазией, то Грузию такие условия не устроят. Если КПП будет стоять на границе между Абхазией и Грузией, то это означает, что грузинская сторона признает юрисдикцию Абхазии, что невозможно себе представить», – рассуждает директор Института Кавказа в Ереване, политолог Александр Искандарян. Два из трех транспортных направлений пролегают через территории Абхазии и Южной Осетии.

Драйвер роста

Пользу восстановления Абхазского железнодорожного коридора понимают как в России, так и в Грузии. В частности, проект поддерживают Ассоциация промышленников и предпринимателей Грузии и порт Поти. Запуск стальной магистрали позволит Грузии выйти на рынок причерноморских регионов России, расширить транзитные потоки. Увеличится туристический поток между Россией и Грузией, за счет прямого сообщения между Москвой и Тбилиси. Такой маршрут может стать достойной альтернативой авиационным перевозкам. В том числе линия позволит Грузии получить альтернативу линии Баку – Тбилиси – Карс.

Армения, в свою очередь, получит прямой доступ на рынки государств Евразийского экономического союза. Такая перспектива крайне привлекательна для страны, поэтому председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян и представители министерств страны принимают активное участие в переговорах. Не меньшую экономическую пользу данный проект представляет для Турции.

«Дополнительный железнодорожный маршрут станет еще одним конкурентоспособным направлением для глобального транзита, – рассказывает президент Института развития транспортных систем Александр Синев. – Новый путь будет полезен для ряда стран, пользующихся транспортным коридором Запад – Восток и ответвлениями МТК Север – Юг». Рекордные показатели Абхазская железная дорога продемонстрировала в 1975 году. Тогда было перевезено 4,2 млн пассажиров и 3,2 млн т грузов.

Сегодня единственным прямым сухопутным сообщением между Россией и Грузией является перевал с погранпереходом в Верхнем Ларсе. Погодные условия на участке крайне неблагоприятны, что способствует частому возникновению ДТП. Так, в зимний, весенний и осенний периоды на пути образовываются многокилометровые пробки.

Сегодня железнодорожная ветка практически полностью восстановлена – 221 км пути. В 2008 году был отремонтирован участок Сухум – Очамчира. Спустя 3 года было восстановлено 130 км пути и 166 стрелочных переводов. Для этих целей Россия выдала Абхазии долг на сумму 2 млрд руб. В июне 2011-го стороны запустили пассажирское сообщение между Сочи и Сухумом. Также возобновилось движение поездов из Сухума в Москву, Ингири, в летнее время – в Санкт-Петербург, Самару и Белгород. Электрифицированный участок Псоу – Сухум также находится в эксплуатации.

Большинство станций подключено к автоматизированной системе управления резервированием пассажирских мест «Экспресс». Из Ткуарчала перевозится уголь в порт Очамчира.

Изначально Абхазская железная дорога, строившаяся в конце 1860-х гг., должна была соединить Черноморское побережье с Каспийским, сократить транзитный путь в Закавказье наполовину. Также проект должен был стать драйвером для развития черноморских портов и увеличить пассажиропоток к курортам региона.

Перспективы товарооборота

По оценкам грузинских властей, товарооборот между Россией и Грузией по итогам 2017 года может превысить $1 млрд. За 10 месяцев текущего года показатель увеличился на 35,3% – до $929,6 млн, что на 5,5% больше, чем за весь 2016 год. При этом грузинский экспорт в январе – октябре 2017-го (+100%, до $314 млн) вырос значительно быстрее импорта (+15,7%, до $615,6 млн) к аналогичному периоду прошлого года. Развивается и рейсовое автомобильное сообщение – между странами курсирует 33 рейсовых автобуса.

«Для более динамичного роста грузового сообщения между странами России стоит уделить особое внимание системе выстраивания цепочек поставок грузов в Грузию и в обратном направлении. К сожалению, сегодня у РФ нет комплексного подхода в развитии Южного коридора», – считает председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству, доктор экономических наук, профессор Олег Дунаев. Успешный исход переговоров в Швейцарии позволит России расширить транспортную сеть в регионе и укрепить торговые отношения с Грузией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions