+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2021 16:41:47
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В 2020 году доставка грузов по железной дороге в морские порты выросла на 3,6%, а отправка из портов – сократилась на 8,8%

Согласно данным из обзора перевозок грузов через морские порты за 2020 год, подготовленного АО «Морцентр-ТЭК», всего в прошлом году было перевезено российских грузов через морские порты России, стран Балтии, Украины и Финляндии 850,4 млн т, что на 4% меньше, чем за предыдущий год. Из них сухогрузов перевезено 433,6 млн т (+3,1%), наливных – 416,8 млн т (-10,5%).
Снижение грузооборота на 2,3%

Объем перевозок грузов через морские порты России, напомним, составил 820,8 млн т (-2,3%), в том числе сухогрузы – 404,7 млн т (+7,6%), наливные – 416,1 млн т (-10,4%). Внешнеторговых грузов перевезли 744,8 млн т (-1,8%). 

Рост грузооборота по сухогрузам эксперты объясняют положительной динамикой перевалки зерна, каменного угля, руды, минеральных удобрений, грузов в контейнерах, металлолома, а также незначительного прироста объемов перевалки черных металлов. А объем перевалки налива вызван снижением перевозок сырой нефти на 14,9%, нефтепродуктов, сжиженного газа.

«Грузооборот морских портов по направлениям показывает, что объемы снизились по всем направлениям, кроме сухогрузов в экспортном и каботажном направлениях. Доля экспортных грузов составляет 78,8% от общего грузооборота портов, импортных – 4,5%, транзитных – 7,5%, каботажных – 9,3%», – сообщается в обзоре.

Если рассматривать грузооборот отдельно по бассейнам, в Арктическом бассейне морские порты перегрузили 96,03 млн т (-8,4%). Объем перевалки сухогрузов сократился главным образом за счет угля, а также минеральных удобрений, что, в свою очередь, было вызвано аварией железнодорожного моста в направлении порта Мурманск.

Грузооборот портов Балтийского бассейна по итогам прошлого года составил 241,47 млн т с минусом в 5,8%. Как отмечается в обзоре, объем перевалки сухогрузов увеличился за счет каменного угля, черных металлов, руды, металлолома, грузов на паромах. В то же время в этом бассейне сократились объемы перевалки минеральных удобрений, прочих навалочных грузов в контейнерах, цветных металлов, рефгрузов, леса. Объем перевалки наливных грузов сократился за счет сырой нефти, сжиженного газа и пищевых грузов.

Отмечается, что основная доля перегрузки грузов в бассейне приходится на экспорт – почти 90%, каботаж и транзит составляют лишь 1,6% и 1,1% соответственно.

На 2,4% снизился грузооборот по итогам прошлого года в портах Азово-Черноморского бассейна – до 251,97 млн т. Здесь просела перевалка налива – за счет сырой нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа, химических грузов. Перевалка сухогрузов выросла главным образом за счет зерна, угля и минудобрений.

Грузооборот морских портов Каспийского бассейна увеличился на 9,5% и составил 8,1 млн т. Здесь выросли как наливные грузы (за счет транзита сырой нефти из Казахстана), так и сухогрузы (преимущественно зерно, черные металлы, лес).

Также в прошлом году на 4,6% (до 223,19 млн т) вырос грузооборот Дальневосточного бассейна. Но если объем сухогрузов вырос, то налив, наоборот, сократился. Наибольший рост объемов грузопереработки отмечается в портах Шахтерск – на 18,5%, Корсаков – на 12%, Ванино – на 6,5%, Восточный – на 5,2% и Находка – на 4,7%.

Доля доставки грузов разными видами транспорта

Как сообщают эксперты АО «Морцентр-ТЭК», всего в прошлом году в морские порты России для отправки морем прибыло 722,73 млн т грузов, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим годом, из них сухогрузов – 356,34 млн т (+10,2%), наливных – 366,39 млн т (-10,8%).

При этом железнодорожным транспортом было доставлено 359,29 млн т (+3,6%), трубопроводным – 239,57 млн т (-12,3%), автомобильным – 80,1 млн т (+12%), морским транспортом – 25,71 млн т (-3,5%) и внутренним водным транспортом – 18,06 млн т (+14,2%).

«Основная доля грузов, доставляемых в морские порты, осуществляется железнодорожным транспортом – 49,7% и трубопроводным транспортом – 33,1%. На автомобильный транспорт приходится 11,1%, морской – 3,6% и речной – 2,5%», – поясняется в обзоре.

Вместе с тем объем отправленных из морских портов России грузов уменьшился на 4,7%, до 75,5 млн т, из них сухогрузов – 44,9 млн т (-5,8%), наливных – 30,5 млн т (-2,9%).

В прошлом году автомобильным транспортом из портов страны было отправлено 29,13 млн т, что на 6,4% меньше, чем за предыдущий год, морским транспортом – 28,67 млн т (-3%), по железной дороге было отправлено 12,65 млн т (-8,8%), трубопроводным транспортом – 4,85 млн т (+9%) и внутренним водным транспортом – 0,15 млн т (+4,1%).

«Основная доля грузов, отправляемых из морских портов, осуществлялась морским транспортом – 38%, автомобильным – 38,6%, железнодорожным транспортом – 16,8%, трубопроводным – 6,4% и внутренним водным – 0,2%», – отмечают эксперты.

Небольшое снижение контейнерооборота

Перегрузка контейнеров по итогам прошлого года сократилась на 0,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 5,2 млн TEU, в том числе количество груженых контейнеров составило 4,1 млн TEU (+1,4%), из них рефрижераторных контейнеров – 487,9 тыс. TEU (+5,2%), порожних – 1,1 млн TEU (-6,6%). При этом объем перевозок контейнеров в экспортном направлении сократился на 2%, в импорте – на 1,4%, в транзите – на 3,9%, а в каботаже отмечается рост на 6,7%.

«Доля перевалки контейнеров в экспортном направлении составила 40,4%, в импортном – 41,8%, в каботаже – 15,8%, а 2% перегружалось в транзитном направлении. Доли экспорта и импорта в ДФЭ практически одинаковые, однако в экспорте порожние контейнеры составили 30,6%, а в импорте – 7,3%. В экспорте большую долю составляет возврат порожних контейнеров от импортных поставок», – комментируют эксперты.

Основной объем перевалки контейнеров осуществляется в портах Санкт-Петербург – более 2 млн TEU, доля которого от общего контейнерооборота России составляет 39,6%, Владивосток – более 1 млн TEU (20,8%), Новороссийск – 783,2 тыс. TEU (14,8%), Восточный – 452,7 тыс. TEU (8,5%).

За 2020 год снижение перевалки контейнеров наблюдалось в портах: Большой порт Санкт-Петербург – на 5,5%, Калининград – 13,2%, Дудинка – на 1,9%, Мурманск – на 12,2%, Усть-Луга – на 20,2%. Динамика роста перевалки контейнеров отмечена в портах: Владивосток – на 4,5%, Новороссийск – на 2%, Восточный – на 14,7%, Петропавловск-Камчатский – на 6,8%, Магадан – на 19% и в целом по портам Сахалина – на 7,4%.

Объем перевозки грузов в контейнерах в морских портах России увеличился на 2,1% и составил 57,6 млн т. Средний вес одного груженого контейнера составил 13,98 т.

Перевозки внешнеторговых грузов

Объем перевозок российских внешнеторговых грузов через морские порты сократился на 3,7% и составил 774,4 млн т. Из них объем перевалки сухогрузов увеличился на 2,5%, до 400,49 млн т, наливных грузов – сократился на 9,7%, до 373,91 млн т. Снизились перевозки угля, металлов и лесных грузов, минеральных удобрений. В то же время увеличились объемы перевозки зерна, грузов в контейнерах и руды.

Как сообщают эксперты, объем перевалки внешнеторговых грузов в морских портах России за прошлый год составил 744,76 млн т, что меньше предыдущего года на 1,8%. Из них объем перевалки сухогрузов показал рост на 7,4% и составил 371,6 млн т, налива – падение на 9,5%, до 373,16 млн т.

В целом объем перевозок российских грузов через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии составил 29,6 млн т (-35,6%), в том числе сухогрузов – 28,9 млн т (-35,1%), наливных – 0,8 млн т (-49,3%).

Объем грузов в направлении стран Балтии снизился на 41,5%, было перевезено 20,87 млн т российских грузов. Согласно данным обзора, снизились объемы перевозок грузов по всей номенклатуре, кроме зерна.

Объем перевозок российских грузов в морские порты Украины уменьшился на 34,9% и составил 3,44 млн т. Здесь снизились объемы перевозок грузов по всей номенклатуре, кроме удобрений.

На 6,8% увеличился объем перевозок российских грузов в морские порты Финляндии – до 5,33 млн т, в том числе увеличились перевозки руды и минеральных удобрений.

«Необходимо отметить, что перевалка российской руды в портах сопредельных стран составляет более 40,22% от общего количества перевалки руды в морских портах и довольно высокой остается доля перевалки минеральных удобрений – 34%», – комментируют эксперты.

Перевозки по Северного морскому пути

Со ссылкой на данные администрации СМП, АО «Морцентр-ТЭК» сообщает о том, что объем перевозок грузов (без учета транзита) по итогам прошлого года составил 32,9 млн т, что в 1,5 раза больше, чем в 2019 году, в том числе генеральных – более 2,4 млн т (-9,8%), угля – 187 тыс. т (-20,1%), руды – 57 тыс. т (+5,6%), нефти и нефтепродуктов – более 8,2 млн т (+0,5%), газоконденсата – более 1 млн т (-13,9%), СПГ – более 18,6 млн т (+1,6%).

Что касается транзитных перевозок, в прошлом году было осуществлено 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухогрузов вырос в 4 раза – до 1,267 млн т, наливных грузов – 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад.

«Средняя продолжительность транзитного рейса составила 8,3 суток. Судно под российским флагом с мороженой рыбой преодолело акваторию СМП за 6,2 суток в направлении Восток – Запад», – говорится в обзоре.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions