RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.06.2017 10:55:59
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-май 2017 г.)

Рост контейнерооборота по итогам 5 месяцев 2017 года превышает увеличение в целом грузооборота морских портов России. Однако говорить о том, что экономическая ситуация выровнялась, по мнению экспертов преждевременно.
Обзор грузооборота морских портов России (январь-май 2017 г.)
В среднем по палате

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь-май 2017 года увеличился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 320 млн т. Объем перевалки сухогрузов составил 143,5 млн т (+10,7%). Как всегда в данном сегменте наибольший объемы и темпы роста демонстрируют уголь – 61,4 млн т (+17,8%), грузы в контейнерах – 19,6 млн т (+14,3%), зерно – 14,1 млн т (+23,3%), черные металлы – 12,3 млн т (+0,7%), минеральные удобрения – 7 млн т (+3,5%) и рефрижераторные грузы – 1,2 млн т (-1,4%). Еще большими темпами растет объем перевалки наливных грузов. С начала 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го он увеличился до 176,5 млн т (+12,4%). Положительную динамику демонстрирует как перевалка сырой нефти – до 108,3 млн т (+16,2%), нефтепродуктов – до 59,9 млн т (+5,5%), так и сжиженного газа – до 6,3 млн т (+13,9%). «В 2017 году происходит улучшение рыночных условий, пока спрос превышает номинальное предложение второй квартал подряд. За первую половину 2017 года повышения импортных ставок не произошло, они колеблются в обычных пределах, немного увеличились экспортные тарифы по причине всплеска активности экспортеров. Контейнерные перевозчики отмечают некоторое увеличение спроса, порты Балтийского бассейна тоже заметили оживление», – комментирует директор по развитию ООО «Логистическая компания Семь» Наталья Ганусова. Что касается внешнеторговых грузов, то на экспорт за 5 месяцев 2017 года было отправлено 250,7 (+8,3% к январю-маю 2016 года), импорт составил – 14,2 млн т (+11,5%), транзит – 23,7 млн т (+15,3%), каботаж – 31,4 млн т (+43,5%).

Контейнерооборот портов России в январе-мае 2017 года увеличился на 14,3% и составил 1,9 млн TEU. При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 796 тыс. TEU, что на 16,3% превышает показатель января-апреля 2016 года (перевалка груженых выросла на 20,7%, порожних – сократилась на 29,9%). На экспорт было отправлено на 13% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 781 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 8,9% больше, а порожних – на 20,3%). Каботаж вырос 12%, до 258 тыс. TEU. Транзит вырос на 16,3%, до 23,2 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров (груженых) по итогам января-мая 2017 года перевалено 200 тыс. TEU. В том числе, импортная перевалка составила 163 тыс. TEU, экспортная – 15 тыс. TEU, транзитная – 0,38 тыс. TEU, каботажная – 22 тыс. TEU.

Конкуренция усиливается

По результатам работы в течение 5 месяцев 2017 года Южные и Северо-Западные порты сравняли грузооборот. Так, операторы Балтийского бассейна за указанный период перевалили 104,6 млн т (+7,3% к аналогичному периоду 2016 года), а грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 104 млн т (+10,3%). Если порты Балтийского бассейна наращивают показатели в основном за счет динамики перевалки сухогрузов до 40,9 млн т (+13,9%), а наливных – до 63,7 млн т (+3,4%), то на Юге все наоборот: перевалка сухогрузов увеличилась до 41,9 млн т (+9,3%), наливных – до 62 млн т (+11%). Хотя по-прежнему Северо-Западные гавани по объему переработки наливных грузов удерживают лидерство.

Контейнероооборот Южных портов растет за счет работы отдельных терминалов, причем большая их часть сосредоточена в порте Новороссийск, на долю которого приходится
 98% контейнерных грузов, обрабатываемых в регионе. В целом же порты Азово-Черноморского бассейна с начала текущего года увеличили объем перевалки контейнеров по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 14,6% до 331 тыс. TEU. Объем экспорта составил 165,3 тыс. TEU, что на 14,3% выше аналогичного периода 2016 года, а импорта – 159,9 (+14,9%), Объем транзитных контейнеров очень мал – 0,3 тыс. TEU, но вырос в три раза. Каботаж показал рост в 6,8% до 5,2 тыс. TEU.

С начала года контейнерооборот Балтийского бассейна увеличился в сравнении с январем-маем 2016 года на 8,3%, до 913 тыс. TEU.

На первом месте по масштабам работы с контейнерами – гавани Балтийского бассейна, на их долю приходится 50% от всего контейнерооборота российских портов. На втором месте – порты Дальневосточного бассейна (29%), порты Азово-Черноморского бассейна перерабатывают 17%.

С прицелом на Дальний Восток

Дальневосточные порты делают ставку на сухогрузы. Именно за счет этой категории товаров здесь удалось значительно нарастить положительную динамику. В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот с начала текущего года увеличился до 80,3 млн т, что на 7,3% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Причем объем перевалки сухогрузов вырос на 10,5% до 48 млн т, а наливных – на 2,8% до 32,2 млн т. По словам директора по интермодальным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Романа Ипатова, конкурентное преимущество на маршруте через Балтийское море – стоимость перевозки и оперативная подача автомобильного транспорта для вывоза товара из порта. Но общее транзитное время доставки по такому маршруту всегда значительно больше, чем, например, через порты Владивосток и Восточный. Именно эти гавани по итогам работы в январе-мае 2017 года демонстрируют наиболее значительные темпы роста перевалки: Восточный – 29,4 млн т (+7,6%) и Владивосток – 6,7 млн т (+18,6%). Что касается контейнероооборота, то порты Дальневосточного бассейна с начала года демонстрируют самую впечатляющую динамику – рост на 27% до 555 тыс. TEU. При этом растут показатели как экспорта (рост составил 31,9% по отношению к аналогичному периоду 2016 года), так и импорта (+44,1%). Что касается транзита, то он увеличился на 15,3%, а каботаж – на 15,3% по итогам пяти месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным показателем года ранее. В этом году было перевалено 31,5 тыс. TEU рефрижераторных контейнеров, из них на экспорт – 3,2 тыс. TEU, а импортный поток составил – 8,8 тыс. TEU, большая часть пришлась на каботаж – 19,5 тыс. TEU. Наибольшую положительную динамику и объем перевалки демонстрируют 4 гавани: порт Владивосток – на 33,7% до 305,5 тыс. TEU, порт Восточный – на 24,5% до 144,5 тыс. TEU, порт Корсаков – на 16,6% до 49,3 тыс. TEU и порт Магадан – на 19% до 22,3 тыс. TEU.

Из Каспийского бассейна утекают грузы

Порты всех бассейнов кроме Каспийского по итогам работы в январе-мае демонстрируют рост грузооборота в сравнении с показателями прошлого года. Это продолжается уже несколько лет, начиная с 2012 года, в то время как грузообороты остальных бассейнов, напротив, неуклонно растут. Так, операторы Балтийского бассейна увеличили перевалку до 104,6 млн т (+7,3% к аналогичному периоду 2016 года), грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 104,0 млн т (+10,3%), на Дальнем Востоке перевалка выросла до 80,3 млн т (+7,3%), а гавани Арктического бассейна нарастили объем до 29,8 млн т (+69,7%). Только в морских портах Каспийского бассейна было перегружено 1,3 млн т грузов. Снижение по отношению к январю-маю 2016 года составило 46,9%, а по отношению к январю-маю 2014 года – 2,5 раза. За период с 2005 года по 2016 год объем перевалки грузов через порты бассейна сократился на 42,3%, его доля в общем объеме грузооборота портов России достигла 0,8%. Причем падают показатели перевалки как наливных, так и сухих грузов. В частности с начала года было

обработано 7 млн т сухих грузов (-24,8%) и всего 0,3 млн т наливных (-69,7%). Объем перевалки грузов главных портов бассейна катастрофически мал: Махачкала 0,4 млн т (-71,3%), Астрахань – 0,9 млн т (-16%) и Оля – 66,9 тыс. т (-19,2%). По расчетам Минкавказа, которые ведомство озвучило еще в прошлом году, перенаправление грузопотока в Индию и Иран и обратно через предполагаемый Каспийский хаб позволит снизить транспортные расходы на 10-15%, а продолжительность перевозки грузов сократить в полтора раза. Все это должно способствовать развитию портовых мощностей и наращиванию грузопотоков. Однако плану по становлению грузопотока в Каспийском бассейне сдерживает развитие Азово-Черноморских мощностей. В то же время в начале марта 2017 года свои изыскания на эту тему представил Аналитический центр при правительстве России. Так, по словам заместителя руководителя центра Светланы Ганеевой, чтобы проект заработал, необходимо ставить на транскаспийские перевозки новые крупнотоннажные контейнеровозы (вместимостью от 1700 TEU). Это позволит снизить стоимость перевозки до $100 за контейнер, тем самым обеспечив конкурентоспособность маршрута. Однако отраслевые эксперты утверждают, что без господдержки этот проект не получит развития. При этом полностью списывать со счетов порты Каспия тоже не стоит, так как с учетом политической специфики маршрутов через Черное и Средиземное моря и Суэцкий канал, России нужен альтернативный коридор для грузопотока в такие страны, как Иран и Индия.

Однако контейнерооборот до сих пор положительный: +12,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года или 1,1 тыс. TEU. Хотя еще в прошлом году порты Каспия демонстрировали отрицательную динамику. Однако еще большее увеличение стивидоры Каспия показали в январе, тогда рост составил – 31,4%, а уже в январе-феврале – лишь 7,4%, по итогам I квартала 2017 года – 16%. На положительную динамику повлияли ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», который увеличил переработку контейнеров на 43,2% и ПАО «Астраханский порт» – на 88,8%.

Нефть дает силы Арктике

Операторы Арктики практически в 3 раза увеличили перевалку наливных грузов. Еще два года назад операторы морских терминалов Арктики за 5 месяцев перегружали лишь 14,2 млн т грузов. Высокие темпы роста операторы данного бассейна демонстрируют за счет переработки наливных грузов до 18,1 млн т (+262%). Столь значительный рост перевалки нефти обусловлен наращиванием грузооборота ООО «Газпромнефть-Ямал» (порт Сабетта) и началом работы рейдового перегрузочного комплекса ООО «Кольский нефтяной терминал» (порт Мурманск). Глава Министерства транспорта Максим Соколов рассчитывает, что порт Сабетта в ближайшее десятилетие станет крупнейшим грузовым хабом для поставок по всем направлениям – как на восток, так и на запад. Использование инфраструктуры порта также является значимой частью перевозок по Северному морскому пути. Арктическая зона в принципе развивается за счет добычи и перевалки наливных грузов. Однако объем перевалки сухогрузов также растет и по итогам 5 месяцев 2017 года достиг 11,0 млн т (+9,7%). Как правило, это уголь и минеральные удобрения. Грузооборот главных гаваней Арктики порта Мурманск и Варандей продолжает расти. За январь-май текущего года он составил 21 млн т, что на 80,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года, и 3,7 млн т (+12,2%) соответственно. Нельзя не отметить, что растут показатели и других гаваней Арктического бассейна. Так, стивидоры порта «Кандалакша» увеличили объем перевалки в 2 раза, порта Архангельск – на 37,7%, а нового порта Сабетта – в 4,3 раза.

В целом же грузооборот арктических портов увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 69,7% и составил 29,8 млн т. Что касается контейнерооборота, то по порты Арктического бассейна нарастили перевалку на 5,5%, до 59 тыс. TEU, хотя еще по итогам четырех месяцев демонтсрировали отрицательную динамику.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

К 2020 году грузооборот порта Усть-Луга составит 115 млн т

К 2020 году грузооборот порта Усть-Луга составит 115 млн т
Грузооборот самого крупного порта в Северо-Западном округе – Усть-Луга – к 2020 году составит 115 млн т. На сегодня в строительство Усть-Лужского железнодорожного узла вложено 115,4 млрд руб. Готовность проекта по итогам предыдущего года составила 74%. Провозная способность линии увеличена до 70 млн т. Планируется ввести в эксплуатацию 22 км главных путей, тяговую подстанцию Ульяновка и пункт технического осмотра локомотивов на станции Лужская-Сортировочная.
РЖД-Партнер

Геленджик удвоил грузооборот

Геленджик удвоил грузооборот
По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот морского порта Геленджик вырос в 2 раза, до 109,6 тыс. т. Конечно, его доля в структуре грузооборота российских портов черного моря невелика. Однако напомним, что за счет проводимой реконструкции планируется, как ранее заявляло ФГУП «Росморпорт», здесь будет обрабатываться 1,4 млн т грузов. В настоящее время, по данным ФГБУ «АМП Черного моря», Геленджикский морской порт является портом международного сообщения с круглосуточным графиком работы и доступен для приема пассажирских судов водоизмещением до 4 тыс. т, длиной 120 м и осадкой 6 м, а также грузовых судов водоизмещением до 3,5 тыс. т, длиной 114 м и осадкой 3,8 м и судов типа ро-ро при швартовке кормой к причалу длиной 150 м и осадкой 4,2 м.
РЖД-Партнер

В сахалинском Корсакове рассматривается возможность строительства яхтенного порта

В сахалинском Корсакове рассматривается возможность строительства яхтенного порта
Он сможет принимать до полусотни маломерных судов.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions