RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
13.02.2017 14:44:21
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь 2017 г.)

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 59,6 млн т. Начало вполне успешное, удастся ли стивидорам сохранить такой темп?
Обзор грузооборота морских портов России (январь 2017 г.)
Экспорт – наше все

Экспортных грузов за отчетный период перевалено 47,4 (+10,2%), импортных – 2,4 млн т (+10,6%), транзитных – 4,3 млн т (+3,2%), каботажных – 5,5 млн т (рост в 1,6 раза). По словам экспертов, тенденции грузооборота довольно очевидны – рост перевалки экспортных массовых грузов, преимущественно сырьевых. «В целом потребность в морских перевозках возросла не только в России, но и на европейском рынке. Это говорит о положительной динамике в экономике и начале выхода из мирового экономического кризиса», – комментирует руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Алексей Подчуфаров.

В портах увеличился объем перевалки как сухих, так и наливных грузов. Объем переработки сухогрузов составил 25 млн т, показав рост на 14,9% к уровню января 2016 года. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки угля – 10,2 млн т (+19,7%), грузов в контейнерах – 3,5 млн т (+16,4%), зерна – 2,5 млн т (+33,6%), черных металлов – 2,3 млн т (+8,6%), минеральных удобрений – 1,4 млн т (+6,8%), лесных грузов – 0,4 млн т (+1,1%), накатные грузы – 0,3 млн т (рост в 1,8 раза) и металлолома – 0,3 млн т (+23,1%). В то же время снизилась перевалка грузов на паромах до 1,6 млн т (-0,7%), руды до 0,4 млн т (-40,6%) и тарно-штучных грузов до 0,2 млн т (-26,8%). Объем перевалки наливных грузов увеличился по сравнению с январем прошлого года до 34,7 млн т (+11,2%). Как всегда за счет перевалки сырой нефти – до 19,9 млн т (+9,1%), нефтепродуктов – до 13,1 млн т (+14,0%) и сжиженного газа – до 1,3 млн т (+7,5%). По словам оперативного директора Polar Logistics в России Карины Токиной, положительная динамика связана со стабилизацией курса национальной валюты. «Как следствие, наблюдаются рациональное планирование бизнеса, эффективная организация закупок и перевозок по импортному и экспортному направлениям. К тому же, общая покупательская способность на данный момент стимулирует уровень потребления, что ведет к увеличению количества грузоперевозок», – комментирует она.

«Тенденции грузооборота довольно очевидны – рост перевалки экспортных массовых грузов, преимущественно сырьевых. Основные драйверы – уголь в портах Восточный, Ванино, Находка, углеводороды в Усть-Луге, Приморске и Новороссийске, удобрения в Усть-Луге. Отдельно можно отметить рост перевалки в Арктическом бассейне, и здесь две ключевые точки – новый рейдовый терминал в Мурманске – РПК-Норд и порт Сабетта. В границы порта Сабетта в настоящее время входит один действующий терминал – т. н. «Ворота Арктики» у мыса Каменный. Оттуда уходит нефть с Новопортовского месторождения и перегружается на рейдовом комплексе РПК-Норд», - дополняет ведущий специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало.

Холодный успех

В январе 2017 положительную динамику продемонстрировали порты всех бассейнов, кроме Каспийского. Порты Арктики не входят в тройку крупнейших по объему перевалки грузов бассейнов, однако уже несколько лет подряд демонстрируют наибольшие темпы роста. За 2016 год операторы морских терминалов Арктического бассейна нарастили грузооборот на 40,6% по сравнению с 2015-м. Текущий год для стивидоров Арктики начался также успешно. В январе 2017 года здесь было перевалено 4,1 млн т грузов, что на 44,3% больше аналогичного периода 2016 года. За исследуемый период стивидоры Арктики в 2,5 раза увеличили перевалку наливных грузов до 2,5 млн т. Однако объем сухогрузов, обработанных в портах Арктического бассейна уменьшился по сравнению с

аналогичным периодом прошлого года – до 1,6 млн т (-12,8%). «Здесь увеличилась перевалка наливных грузов, часть этого грузопотока перешла из порта Санкт-Петербург. Также начались работы по постройке инфраструктуры для портового комплекса «Лавна» рядом с Мурманском общей мощностью 35 млн т. Этот порт будет принимать суда дедвейтом до 150 тыс. т и будет, как и Мурманский порт, незамерзающим», – комментирует генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. По его мнению, в условиях роста грузооборота портов Арктического бассейна и увеличения парка ледокольного флота, а также за счет развития инфраструктуры портов этого бассейна, в ближайшие годы будут активно развиваться логистические решения, использующие Северный морской путь, который сократит расстояние от стран Северной Европы до стран Восточной Азии с 20 тыс. км до 13-15 тыс. км.

Конкуренция усиливается

По итогам января доля портов Балтийского бассейна в структуре грузооборота портов РФ составила 34,6%, Азово-Черноморского бассейна - 33,1%, Дальневосточного - 25%. Объем перевалки в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах в январе 2017 года вырос на 12,2%.Однако объем переработанных на Северо-Западе грузов по итогам января составил чуть больше, чем на Юге: 20,6 млн т против 19,7 млн т соответственно. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки сухогрузов. Стивидоры Балтийского бассейна переработали 7,3 млн т, что на 18,3% больше, чем в январе 2016 года, а Южные порты – 7,7 млн т (+21,5%).

На Северо-Западе наибольшую динамику показывают порты Высоцк – на 32% (1,6 млн т), Усть-Луга – на 11,3% (8,1 млн т), Приморск – на 11,2% (5,6 млн т). На Юге рекорды по наращиванию грузооборота бьет Тамань – в 1,7 раза (1,2 млн т), Темрюк – на 44,8% (0,3 млн т) и Ростов-на-Дону – на 36,2% (0,9 млн т). «Заметно активизировались экспортеры зерна, круп, бобовых на Юге. Есть оживление и увеличение объемов отгрузок на экспорт в химической промышленности. Это мы видим по Новороссийску», – отмечает заместитель директора «НОВОТЭК-плюс», член альянса ACEX в Новороссийске Владимир Филатов. По его словам, объем перевалки в портах растет за счет экспорта.

Порты Дальневосточного бассейна в январе 2017 года нарастили объем перевалки за счет увеличения переработки сухогрузов на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го до 8,2 млн т. Наливных грузов в данных гаванях обрабатывается несколько меньше, одно их объем по сравнению с январем 2016 года также вырос 5,1% до 6,7 млн т.

Отметим, что, согласно заявлению главы Минвостокразвития РФ Александра Галушки, создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток позволило привлечь в регион 1,3 трлн руб. частных инвестиций.

Увеличили грузооборот порты Восточный – до 5,6 млн т (+7,4%), Ванино – до 2,0 млн т (+2,3%), Находка – до 2,0 млн т (+13,4%), Пригородное – до 1,7 млн т (+11,6%), Владивосток – до 1,2 млн т (+21,1%), Де-Кастри – до 1,0 млн т (+0,9%) и Посьет – до 0,7 млн т (+11,5%).

Последние шесть лет в морских портах Дальнего Востока уверенно растет грузооборот. Но третий год подряд положительная динамика сохраняется исключительно за счет перевалки сырья. В целом же на дальневосточные гавани приходится четверть грузооборота портов РФ. За январь морские порты этого бассейна нарастили грузооборот на 10,2% (до 14,9 млн т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По результатам работы в 2016 году грузооборот увеличили порт Восточный – до 68,5 млн т (+5,2%), Ванино – до 30,2 млн т (+11,6%), Находка – до 23,3 млн т (+9,4%), Пригородное – до 16,4 млн т (+2,4%), Владивосток – до 14,3 млн т (+11,2%), Де-Кастри – до 11,5 млн т (+10,4%) и Посьет – до 8,2 млн т (+26,6%).

Лидер роста (по грузообороту в тоннах) – уголь, его перевалка увеличилась практически на всех терминалах как специализированных, так и общего назначения. Увеличивают объемы отгрузки и имеют масштабные инвестиционные планы по расширению специализированных мощностей АО «Восточный порт» и терминал СУЭК в Ванино. Согласно стратегии развития инфраструктуры портов РФ к 2030 году суммарный объем мощностей в Дальневосточном бассейне должен увеличиться – с 200 до 400 млн т.

«Загрузка портов Дальнего Востока в настоящее время составляет не более 60-70% от реальных мощностей», - делится наблюдениями А. Подчуфаров.

По его словам переизбыток мощностей наблюдается и в других российских морских портах. Во многом это связано с недостаточно развитой инфраструктурой на подходах к гаваням.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-февраль 2017 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь-февраль 2017 г.)
По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе-феврале 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 114,8 млн т. Отметим, что за два первых месяца 2016 года динамика была не столь жизнеутверждающей. Но стоит ли надеяться, что с таким началом по итогам года объем перевалки грузов будет значительно выше, чем годом ранее?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года

Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года
Сложная экономическая ситуация, развертывание санкционной политики, сокращение инвестиций – все это не позволило российским портам в 2015-м нарастить перевалку грузов. Однако в прошлом году ситуация изменилась. По итогам года грузооборот российских морских портов составил 721,9 млн т, что выше уровня 2015-го на 6,7%. Более того, в прошедшем году удалось нарастить даже контейнерооборот – на 1,4%.
РЖД-Партнер

Речные перевозки в 2016 году

Речные перевозки в 2016 году
Внутренний водный транспорт много лет балансирует на грани рентабельности. Навигация–2016 не стала исключением. Однако именно в текущем году речным перевозчикам было уделено как никогда много внимания. У правительства даже появился план переключения грузов с автомобильного на водный транспорт. В связи с этим в начале года была утверждена стратегия развития отрасли, а летом внесены поправки в главный документ – Кодекс внутреннего водного транспорта.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум

Устав железнодорожного транспорта предусматривает ответственность не только перевозчика, но и отправителей (получателей) грузов, за убытки, возникшие на сети по их вине в случае аварийных ситуаций при перевозках. В Минтрансе предложили поправку в закон, дополняющую этот список строкой о компенсации расходов перевозчику в связи с отцепкой вагонов в ТОР. Поможет ли это укрепить безопасность на сети РЖД?

50 50
Нет, это мало что изменит
25 25
Да, это поможет укрепить безопасность на сети
25 25
Воздерживаюсь от ответа
Все опросы
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions