+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.02.2017 14:44:21
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь 2017 г.)

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 59,6 млн т. Начало вполне успешное, удастся ли стивидорам сохранить такой темп?
Экспорт – наше все

Экспортных грузов за отчетный период перевалено 47,4 (+10,2%), импортных – 2,4 млн т (+10,6%), транзитных – 4,3 млн т (+3,2%), каботажных – 5,5 млн т (рост в 1,6 раза). По словам экспертов, тенденции грузооборота довольно очевидны – рост перевалки экспортных массовых грузов, преимущественно сырьевых. «В целом потребность в морских перевозках возросла не только в России, но и на европейском рынке. Это говорит о положительной динамике в экономике и начале выхода из мирового экономического кризиса», – комментирует руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Алексей Подчуфаров.

В портах увеличился объем перевалки как сухих, так и наливных грузов. Объем переработки сухогрузов составил 25 млн т, показав рост на 14,9% к уровню января 2016 года. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки угля – 10,2 млн т (+19,7%), грузов в контейнерах – 3,5 млн т (+16,4%), зерна – 2,5 млн т (+33,6%), черных металлов – 2,3 млн т (+8,6%), минеральных удобрений – 1,4 млн т (+6,8%), лесных грузов – 0,4 млн т (+1,1%), накатные грузы – 0,3 млн т (рост в 1,8 раза) и металлолома – 0,3 млн т (+23,1%). В то же время снизилась перевалка грузов на паромах до 1,6 млн т (-0,7%), руды до 0,4 млн т (-40,6%) и тарно-штучных грузов до 0,2 млн т (-26,8%). Объем перевалки наливных грузов увеличился по сравнению с январем прошлого года до 34,7 млн т (+11,2%). Как всегда за счет перевалки сырой нефти – до 19,9 млн т (+9,1%), нефтепродуктов – до 13,1 млн т (+14,0%) и сжиженного газа – до 1,3 млн т (+7,5%). По словам оперативного директора Polar Logistics в России Карины Токиной, положительная динамика связана со стабилизацией курса национальной валюты. «Как следствие, наблюдаются рациональное планирование бизнеса, эффективная организация закупок и перевозок по импортному и экспортному направлениям. К тому же, общая покупательская способность на данный момент стимулирует уровень потребления, что ведет к увеличению количества грузоперевозок», – комментирует она.

«Тенденции грузооборота довольно очевидны – рост перевалки экспортных массовых грузов, преимущественно сырьевых. Основные драйверы – уголь в портах Восточный, Ванино, Находка, углеводороды в Усть-Луге, Приморске и Новороссийске, удобрения в Усть-Луге. Отдельно можно отметить рост перевалки в Арктическом бассейне, и здесь две ключевые точки – новый рейдовый терминал в Мурманске – РПК-Норд и порт Сабетта. В границы порта Сабетта в настоящее время входит один действующий терминал – т. н. «Ворота Арктики» у мыса Каменный. Оттуда уходит нефть с Новопортовского месторождения и перегружается на рейдовом комплексе РПК-Норд», - дополняет ведущий специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало.

Холодный успех

В январе 2017 положительную динамику продемонстрировали порты всех бассейнов, кроме Каспийского. Порты Арктики не входят в тройку крупнейших по объему перевалки грузов бассейнов, однако уже несколько лет подряд демонстрируют наибольшие темпы роста. За 2016 год операторы морских терминалов Арктического бассейна нарастили грузооборот на 40,6% по сравнению с 2015-м. Текущий год для стивидоров Арктики начался также успешно. В январе 2017 года здесь было перевалено 4,1 млн т грузов, что на 44,3% больше аналогичного периода 2016 года. За исследуемый период стивидоры Арктики в 2,5 раза увеличили перевалку наливных грузов до 2,5 млн т. Однако объем сухогрузов, обработанных в портах Арктического бассейна уменьшился по сравнению с

аналогичным периодом прошлого года – до 1,6 млн т (-12,8%). «Здесь увеличилась перевалка наливных грузов, часть этого грузопотока перешла из порта Санкт-Петербург. Также начались работы по постройке инфраструктуры для портового комплекса «Лавна» рядом с Мурманском общей мощностью 35 млн т. Этот порт будет принимать суда дедвейтом до 150 тыс. т и будет, как и Мурманский порт, незамерзающим», – комментирует генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. По его мнению, в условиях роста грузооборота портов Арктического бассейна и увеличения парка ледокольного флота, а также за счет развития инфраструктуры портов этого бассейна, в ближайшие годы будут активно развиваться логистические решения, использующие Северный морской путь, который сократит расстояние от стран Северной Европы до стран Восточной Азии с 20 тыс. км до 13-15 тыс. км.

Конкуренция усиливается

По итогам января доля портов Балтийского бассейна в структуре грузооборота портов РФ составила 34,6%, Азово-Черноморского бассейна - 33,1%, Дальневосточного - 25%. Объем перевалки в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах в январе 2017 года вырос на 12,2%.Однако объем переработанных на Северо-Западе грузов по итогам января составил чуть больше, чем на Юге: 20,6 млн т против 19,7 млн т соответственно. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки сухогрузов. Стивидоры Балтийского бассейна переработали 7,3 млн т, что на 18,3% больше, чем в январе 2016 года, а Южные порты – 7,7 млн т (+21,5%).

На Северо-Западе наибольшую динамику показывают порты Высоцк – на 32% (1,6 млн т), Усть-Луга – на 11,3% (8,1 млн т), Приморск – на 11,2% (5,6 млн т). На Юге рекорды по наращиванию грузооборота бьет Тамань – в 1,7 раза (1,2 млн т), Темрюк – на 44,8% (0,3 млн т) и Ростов-на-Дону – на 36,2% (0,9 млн т). «Заметно активизировались экспортеры зерна, круп, бобовых на Юге. Есть оживление и увеличение объемов отгрузок на экспорт в химической промышленности. Это мы видим по Новороссийску», – отмечает заместитель директора «НОВОТЭК-плюс», член альянса ACEX в Новороссийске Владимир Филатов. По его словам, объем перевалки в портах растет за счет экспорта.

Порты Дальневосточного бассейна в январе 2017 года нарастили объем перевалки за счет увеличения переработки сухогрузов на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го до 8,2 млн т. Наливных грузов в данных гаванях обрабатывается несколько меньше, одно их объем по сравнению с январем 2016 года также вырос 5,1% до 6,7 млн т.

Отметим, что, согласно заявлению главы Минвостокразвития РФ Александра Галушки, создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток позволило привлечь в регион 1,3 трлн руб. частных инвестиций.

Увеличили грузооборот порты Восточный – до 5,6 млн т (+7,4%), Ванино – до 2,0 млн т (+2,3%), Находка – до 2,0 млн т (+13,4%), Пригородное – до 1,7 млн т (+11,6%), Владивосток – до 1,2 млн т (+21,1%), Де-Кастри – до 1,0 млн т (+0,9%) и Посьет – до 0,7 млн т (+11,5%).

Последние шесть лет в морских портах Дальнего Востока уверенно растет грузооборот. Но третий год подряд положительная динамика сохраняется исключительно за счет перевалки сырья. В целом же на дальневосточные гавани приходится четверть грузооборота портов РФ. За январь морские порты этого бассейна нарастили грузооборот на 10,2% (до 14,9 млн т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По результатам работы в 2016 году грузооборот увеличили порт Восточный – до 68,5 млн т (+5,2%), Ванино – до 30,2 млн т (+11,6%), Находка – до 23,3 млн т (+9,4%), Пригородное – до 16,4 млн т (+2,4%), Владивосток – до 14,3 млн т (+11,2%), Де-Кастри – до 11,5 млн т (+10,4%) и Посьет – до 8,2 млн т (+26,6%).

Лидер роста (по грузообороту в тоннах) – уголь, его перевалка увеличилась практически на всех терминалах как специализированных, так и общего назначения. Увеличивают объемы отгрузки и имеют масштабные инвестиционные планы по расширению специализированных мощностей АО «Восточный порт» и терминал СУЭК в Ванино. Согласно стратегии развития инфраструктуры портов РФ к 2030 году суммарный объем мощностей в Дальневосточном бассейне должен увеличиться – с 200 до 400 млн т.

«Загрузка портов Дальнего Востока в настоящее время составляет не более 60-70% от реальных мощностей», - делится наблюдениями А. Подчуфаров.

По его словам переизбыток мощностей наблюдается и в других российских морских портах. Во многом это связано с недостаточно развитой инфраструктурой на подходах к гаваням.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions