+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2015 17:18:57
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Речной транспорт идет мимо грузов?

Тенденция снижения отправки грузов по реке отмечается уже несколько лет подряд. По данным Росморречфлота, объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте за январь – май 2015 года снизился на 6% по отношению к аналогичному периоду 2014-го. С начала текущего года было перевезено 24,8 млн т грузов, в то время как за этот же период в 2014-м по водным путям было отправлено 26,4 млн т. Во внутреннем сообщении объем грузоперевозок сократился на 0,7%, а в заграничном сообщении – 13,6%. Есть ли шанс переломить негативный тренд в текущем году?
 

Новые проекты – новые возможности

Несмотря на пессимистичную статистику, многие эксперты уверены, что ситуация может выправиться. Так, с 12 июня 2015 года между материком и Крымским полуостровом начали курсировать грузовые суда «Байкальск». За первый рейс было перевезено 2 тыс. т груза в порт Севастополь. ОАО «Волгоградский речной порт» планирует развивать регулярные грузоперевозки водным транспортом в Крым. Также суда будут заходить в порты Керчь, Ялта, Севастополь и Феодосия.

Нельзя не отметить, что водный транспорт активно используют крупные промышленные предприятия. Например, Магнитогорский металлургический комбинат с 2011 года активно использует речной транспорт для доставки экспортной металлопродукции до портов Астрахани, Санкт-Петербурга и Таганрога. А компания «Роснефть» недавно приобрела собственный судоходный актив Pietro Barbaro в РФ (100% группы «Прайм Шиппинг», которая может обеспечить перевозку 2,7 млн т нефтепродуктов в год). В настоящий момент деятельность компании «Прайм Шиппинг» главным образом сосредоточена на транспортировке нефтепродуктов НК «Роснефть» по внутренним водным путям Российской Федерации и прилегающим морям.

Развитие ВВП зависит от участия государства

Помимо этого, развитию речных перевозок будут также способствовать планы профильного ведомства, о которых РЖД-Партнер писал ранее.

Руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов считает, что низкий спрос на услуги речных операторов связан с тем, что данный вид транспорта недостаточно развит. «И это притом, что Россия имеет одну из самых больших в мире протяженность судоходных путей», – подчеркивает эксперт.

Однако, по мнению генерального директора транспортно-экспедиторской компании «Совфрахт-НН» Виталия Лебедева, у водного транспорта есть шанс на завоевание новых грузопотоков только в том случае, если будет реализовываться Стратегия развития внутреннего водного транспорта, а также если будут решены такие проблемы, как повышение качественных характеристик внутренних водных путей и ликвидация узких мест на единой глубоководной системе России.

«Кроме этого, необходимы повышение безопасности всего комплекса инфраструктуры, развитие портово-логистических центров с участием внутреннего водного транспорта, особенно на направлениях международных транспортных коридоров, а также обновление транспортного флота с более эффективными и востребованными современными качествами и нанотехнологиями. Кроме того, нельзя обойтись без повышения транспортной доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для пассажиров и для доставки грузов в районы Крайнего Севера», – добавляет В. Лебедев. Он уверен, что при соблюдении этих требований водный транспорт имеет все шансы вернуть былую долю рынка транспортных перевозок по ВВП.

Речные грузы

Эксперты отмечают, что сегодня по рекам России в основном перевозятся навалочные груза, минеральное сырье для потребителей, находящихся в непосредственной близости от водной транспортной артерии, и проектные грузы (сверхнегабаритные и особо тяжелые грузовые места, оборудование и пр.).


«При этом надо отдавать отчет, что водный транспорт может конкурировать с железной дорогой и автоперевозками лишь в ограниченное навигацией время. Хотя именно он более выгоден при перевозках грузов большого объема, например негабаритных и тяжеловесных. В таком случае можно минимизировать сложности с проездом по городам, автодорогам, через ЛЭП, путепроводы и тому подобные преграды», – полагает В. Лебедев.

Участники отрасли отмечают, что при всех преимуществах причины снижения частоты использования данного вида транспорта грузоотправителями очевидны.


«Главные недостатки речного транспорта – сезонность, низкая скорость перевозки, отсутствие развитой сети судоходных рек. Если взглянуть на карту России, все основные речные пути в меридиальном направлении. Волга – основная водная магистраль в европейской части страны. Остальные крупные реки находятся в Сибири, где плотность населения низкая и время навигации короткое», – рассуждает начальник отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок DPD в России Юрий Минаков.

Конкурентоспособность внутреннего водного транспорта понижается с каждым годом. Причина – активное развитие автомобильных и железнодорожных магистралей. По словам первого заместителя генерального директора компании "ЖелДорЭкспедиция" Игоря Дорогова, на перевозки по рекам сегодня приходится только 4% от грузов, перевозимых всеми видами транспорта. "То есть необходимо вложить в водные перевозки примерно столько же, сколько было вложено в автомобильные дороги за последние 10 лет. Только тогда в полной мере можно будет эксплуатировать водную сеть", - считает он.Безусловно, водный является самым недорогим после трубопроводного, но перед альтернативными видами транспорта у него есть один значительный минус – это сезонность. Однако отказаться от речного флота наша страна не сможет никогда, потому что есть огромные территории и регионы, куда добраться можно только водным транспортом.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions