+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2016 14:00:00
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

е-Навигация: будущее или настоящее?

Безопасность и эффективность судоходства зависит от многих факторов и для их обеспечения сегодня применяются самые последние технологии. О том, что такое е-Навигация, в каких сферах она внедряется и какое применение нашла в России специально для РЖД–Партнера рассказал заместитель генерального директора ООО «Транзас Навигатор» Александр Пинский.
е-Навигация: будущее или настоящее?
– Александр Савельевич, что такое е-Навигация?

– Это одна из ключевых инициатив ИМО (Международной морской организации, межправительственной организацией, регламентирующей вопросы, связанные с международным торговым судоходством). Она направлена на повышение безопасности судоходства и защиту окружающей среды. Одновременно с этим, можно говорить, что е-Навигация – это и качественный технологический скачок в управлении морским и речным транспортом, который позволит полноценно использовать средства ИТ и телекоммуникаций, например, технологий Big Data и Internet of Things в управлении флотом.
В соответствии с определением, принятым ИМО «...е-Навигация – это гармонизированные сбор, интеграция, обмен, представление и анализ морской информации на борту судна и в береговых системах посредством электронных средств для совершенствования процесса перехода (судна) от причала до причала (в портах отхода и назначения) и соответствующих сервисов, обеспечивающих безопасность мореплавания и защиту окружающей среды».
Другими словами, главной целью e-Навигации является средством обеспечения безопасности судоходства.

– То есть эта система нацелена на обеспечение безопасности на воде?

– Да, благодаря передаче и обработке в режиме онлайн информации, поступающей из различных источников к участникам судоходства, удается обеспечивать единую и непротиворечивую картину для планирования и контроля судовождения. Таким образом, при работе судоводителей, портовых и береговых служб, судоходных компаний, служб спасения и т.п. снижается риск человеческой ошибки и повышается скорость реагирования на нештатные ситуации, появляется возможность более качественно прогнозировать и предупреждать те или иные инциденты. Интеллектуальные системы, оснащенные интуитивно понятным человеко-машинным интерфейсом, должны минимизировать риск человеческой ошибки и радикально повысить как безопасность судовождения, так и эффективность управления водным транспортом.

– Как это проявляется на практике?

– Повышение эффективности обеспечивается в рамках е-Навигации за счет более эффективного планирования эксплуатации флота:снижения непродуктивных простоев судов, затрат на оформление отчетности и т.п.
Одним из уже существующих примеров повышения эффективности за счет средств е-Навигациии можно назвать «единое окно», внедрение которого сейчас осуществляется как обязательный элемент судоходства в Европейском союзе. Его задача – снизить число необходимых докладов различным береговым службам. Причем именно в акваториях с наиболее интенсивным судоходством, на подходах к портам – там, где нагрузка на судоводителя и так максимальная.
Сейчас активные работы по развитию стандартов и технологий ведутся, в первую очередь, в Европейском союзе, США, Австралии, Канаде, Японии и Южной Корее. Задача этих проектов – выработать практические решения и технические стандарты, на основе которых
ИМО сформирует нормативные требования к оснащению судов и береговых систем, а также к процедурам судовождения.

– Какие существуют примеры внедрения е-Навигации?

– В 2013–2015 гг. был реализован проект MONALISA 2 (Motorways & Electronic Navigation by Intelligence at Sea), финансируемый за счет средств бюджета ЕС. Участники проекта – 37 партнеров из стран Северной и Южной Европы (национальные Морские администрации, научные институты, индустрия). Проект сфокусирован на разработке концепции эффективности управления морским транспортом, безопасности, поисково-спасательных операциях. Продолжением проекта MONALISA стал проект STM Validation (Управление движением транспорта – подтверждение концепции, 2015 – 2018 гг.). В проекте участвуют уже 43 партнера. Целью проекта является создание тестовых площадок Е-Навигации в Балтийском, Северном и Средиземном море.
Сейчас в России начата реализация нескольких проектов в области е-Навигации. В рамках реализации ФЦП Министерства транспорта «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» идет создание физической инфраструктуры Пилотной зоны е-Навигации в восточной части Финского залива. В частности ведется установка консолей для размещения АРМов е-Навигации, установка компьютеров, модернизация сети передачи данных, установка судовых картографических систем, поставка планшетов для персональных лоцманских комплектов и др. Одновременно, в рамках Национальной технологической инициативы реализуется проект разработки технических средств е-Навигации, в рамках плана мероприятий («дорожной» карты) «Развитие рынка/отрасли Маринет». Этот проект также реализуется «Транзасом», он должен впервые в мире объединить все компоненты е-Навигации на основе существующих средств морской навигации.

– Как Вы считаете, и как скоро е-Навигация завоюет мир?

– Уже в ближайшее время эта система станет определять стандарты и правила, обязательные для судоходства в мировом масштабе. И без их соблюдения ни одно судно, ни один порт не смогут работать в регуляторном поле международных морских перевозок. Для России внедрение средств е-Навигации является критически важным для функционирования водного транспорта в новых условиях. Но еще более важным, на мой взгляд, является влияние е-Навигации на конкурентоспособность наших портов и судоходных компаний.
На сегодняшний день основные усилия по созданию стандартов электронной навигации сосредоточены в рамках исследовательских проектов Европейского союза – и можно с уверенностью утверждать, что в отсутствие альтернативы именно эти стандарты, разрабатываемые с фокусом на специфику и интересы региона, будут приняты Международной морской организацией в качестве мировых стандартов морского транспорта.
Российская Федерация сейчас имеет уникальную возможность предложить альтернативу и даже возглавить глобальный процесс формирования стандартов и среды е-Навигации. Во-первых, в России существует развитая инфраструктура как основа для внедрения е-Навигации: у нас функционирует 21 система управления движением судов, большая часть морских судов и судов смешанного (река-море) плавания РФ, уже оборудованы современным навигационным и связным оборудованием. В Росрыболовстве функционирует Отраслевая система мониторинга (ОСМ), предназначенная для мониторинга всех рыбопромысловых судов РФ и иностранных судов, работающих в экономической зоне РФ. На сегодняшний день мониторится около 2000 судов.
Во-вторых, речь идет об информационных технологиях, где российские компании традиционно сильны и конкурентоспособны на мировом рынке, в том числе и в морской отрасли.
В-третьих, позиции России среди стран БРИКС открывают возможности создания единого пространства е-Навигации со своими собственными стандартами от Арктики до Индийского океана, от южной Атлантики до Дальнего Востока, куда будут вовлечены не только сами страны БРИКС, но и другие страны этих обширных регионов. При этом данные стандарты и решения могут инкорпорировать опыт и наработки Европейского союза для формирования единых, гармоничных решений, выгодных всему международному сообществу.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions