При этом было отмечено, что порт в Усть-Луге используется сейчас только на 40%. Перевод туда мощностей позволит сократить сроки транзитного времени на 2 суток и избавит от потребности в ледокольной проводке судов.
В письме указано, что проект оценивается в 440 млрд руб. Тем не менее он выглядит рентабельным и может быть реализован за счет средств инвесторов с использованием механизма ГЧП и средств ВЭБ РФ. А если учесть, что на депозитах последнего размещены часть средств Фонда национального благосостояния, то деньги могут быть позаимствованы и оттуда.
В своей резолюции президент РФ Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину проработать эту идею с причастными министерствами и субъектами Федерации. Первый вице-премьер Андрей Белоусов уже провел первое совещание, по итогам которого Минтрансу России, Минэкономразвития России и Росимуществу было поручено представить свое заключение о проекте до 8 апреля 2021 года.
В чем суть проекта
Как пояснили эксперты, за последние годы тема переноса порта из центра города на Неве становится предметом широкого общественного обсуждения уже не в первый раз. К ней возвращаются все чаще и чаще. И раз от раза повышается уровень дискуссий. Если ранее тема озвучивалась на уровне властей Санкт-Петербурга, то сейчас вынесена на правительственный уровень.
Уточним, что имеется в виду. Это:
– собственно перемещение портовых мощностей из исторической части Большого порта Санкт-Петербург (I–IV грузовые районы);
– перемещение мощностей судостроительных, судоремонтных и машиностроительных предприятий (инициатива выходит далеко за рамки границ порта, несмотря на свое название – «Редевелопмент территорий Большого порта Санкт-Петербург»);
– перемещение и развитие объектов социально-технической инфраструктуры города (перемещение комплекса очистных сооружений о. Белый, развитие транспортных коммуникаций, включая метро, инженерно-технических сетей, формирование набережных, создание зон рекреации);
– решения в рамках экологического аспекта (изучение экологического состояния и рекультивация территории и акватории (в т. ч. дна), уточнение стоимости рекультивации);
– получение ответов на юридические вопросы, связанные с компенсациями (недвижимость в частной собственности, земельные участки, причальные сооружения, строения порта (производственные, складские, административные, железнодорожная инфраструктура), включая то, что делать в связи с наличием в зоне стивидорного бизнеса двух крупных инвестпроектов, которым придан статус стратегических для Санкт-Петербурга);
– поиск способов компенсации выпадающих доходов городского бюджета и сокращаемых рабочих мест для жителей города;
– получение ответов на комплекс вопросов, связанных с обустройством перемещаемых мощностей на новом месте (выделение дополнительных земель для порта Усть-Луга собственникам выводимых мощностей, развитие подходов к его причалам, решение сопутствующих кадровых и социальных вопросов).
Переориентация причалов на муниципальные нужды
По мнению директора аналитического центра «Дорн» Андрея Карпова, поскольку инициатива носит сложный, многоаспектный и системный характер, то эффективно она может быть реализована только в виде комплексного проекта, а не как сумма локальных инициатив. Масштаб подобного проекта предполагает участие в его реализации не только федерального центра, властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и частного капитала. Поэтому он не может быть реализован чисто административными мерами и требует создания экономических стимулов для участия в нем бизнеса.
При этом в городе на Неве должна быть оставлена по крайней мере часть терминалов. Правда, структура их грузопотоков должна измениться, поскольку стивидорам целесообразно сосредоточиться на перевалке грузов:
– потребляемых и генерируемых экономикой города и его жителями;
– транзита, имеющего системообразующий характер для Санкт-Петербурга и повышающего конкурентоспособность его экономики (например, это контейнерные, накатные и рефрижераторные грузы). Перевалка этих грузов не должна ни прерываться, ни сокращаться. Более того, город заинтересован в увеличении данных грузопотоков, что предполагает создание пропускной способности с запасом мощностей над фактически переваливаемыми объемами.
Достичь этого можно, поэтапно перемещая портовые мощности и развивая новые площадки в пределах административных границ Санкт-Петербурга за пределами плотной городской застройки. Такой подход позволит и частично скомпенсировать потери городского бюджета и рабочих мест от редевелопмента.
Политическое решение
По мнению А.Карпова, инициатива требует прежде всего политического решения. В зависимости от него следует определить варианты реализации проекта либо принять аргументы, почему это сделать невозможно.
Заметим, что вопрос обустройства на новом месте перемещаемых судостроительных, судоремонтных и машиностроительных мощностей в рамках инициативы не проработан никак вообще. И вопрос комплексного градостроительного развития высвобождаемых территорий на данном этапе также оставлен за скобками.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.