Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подводит финансовые и производственные итоги работы компании в 2014 году, рассказывает о способах оптимизации расходов и новых проектах холдинга.
Президент ОТЛК, генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков в своем эксклюзивном интервью, первом в новом статусе, раскрывает стратегию и задачи созданной структуры.
Как внешние факторы политического и экономического характера повлияли на состояние железнодорожной отрасли в 2014 году и каковы перспективные прогнозы по объемам грузовой работы на сети?
Внимание!
Просматривать полное содержание статей могут только пользователи, подписавшиеся на электронную версию журнала.
Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.
Array ( [ID] => 97556 [~ID] => 97556 [IBLOCK_ID] => 25 [~IBLOCK_ID] => 25 [IBLOCK_SECTION_ID] => 1333 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1333 [NAME] => Еще раз про транзит [~NAME] => Еще раз про транзит [ACTIVE_FROM_X] => [~ACTIVE_FROM_X] => [ACTIVE_FROM] => [~ACTIVE_FROM] => [TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40 [~TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40 [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/ [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25 [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25 [DETAIL_TEXT] =>В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
[~DETAIL_TEXT] =>
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проблемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документооборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проблемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документооборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.
[~PREVIEW_TEXT] =>Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [~CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [EXTERNAL_ID] => 9662 [~EXTERNAL_ID] => 9662 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:97 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 68953 [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 68953 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [SECTION_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [ELEMENT_META_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит ) )
Array ( [ID] => 97556 [~ID] => 97556 [IBLOCK_ID] => 25 [~IBLOCK_ID] => 25 [IBLOCK_SECTION_ID] => 1333 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 1333 [NAME] => Еще раз про транзит [~NAME] => Еще раз про транзит [ACTIVE_FROM_X] => [~ACTIVE_FROM_X] => [ACTIVE_FROM] => [~ACTIVE_FROM] => [TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40 [~TIMESTAMP_X] => 01.09.2016 18:07:40 [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/295/eshche-raz-pro-tranzit/ [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25 [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25 [DETAIL_TEXT] =>В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
[~DETAIL_TEXT] =>
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проблемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документооборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.В кризисные времена доходность экспортеров повышается за счет курсовой разницы валют, что может быть выгодно и национальному перевозчику, поскольку плата за транзит по принадлежащей ему инфраструктуре производится в швейцарских франках. Кстати, 15 января 2015 года Национальный банк Швейцарии убрал потолок роста для своей валюты, в результате чего последняя мгновенно укрепилась: по отношению к доллару и евро ее курс повысился на 26–28%. По сравнению же с рублем швейцарский франк за год вырос вдвое. Таким образом, транзитные железнодорожные тарифы сейчас привязаны к наиболее динамично растущей валюте, и с учетом данного обстоятельства наращивание объемов здесь пришлось бы как нельзя кстати.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>
Между тем по итогам 2014 года перевозка иностранных грузов через сеть РЖД сократилась на 26%, а в относительном исчислении транзит пострадал больше подпавшего под санкции импорта. Правда, в портах картина выглядела достаточно благополучной, в отличие от ситуации на сухопутных погранпереходах. О чем это говорит? В первую очередь о том, что транспортировка грузов через территорию РФ сухопутными маршрутами по-прежнему не может конкурировать с морем. Кроме того, тенденция к сжатию транзита уже сложилась и для того, чтобы ее переломить, понадобятся значительные усилия.
Однако прикладывать их все сложнее. К известным проблемам в транзитной сфере, связанным со сложностями таможенного оформления и недостаточным развитием транспортно-логистической инфраструктуры, добавилась растущая конкуренция с другими сухопутными межграничными трассами. В частности, Китай, вкладывающий огромные средства в развитие Нового Шелкового пути, на практике не позиционирует данный маршрут как устойчивое образование, а рассматривает его различные варианты и всегда оставляет за собой свободу выбора. В итоге китайские грузы в Европу можно везти не только через Россию, но и в обход ее территории – через Казахстан, а также минуя его. Еще один пример: несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран к портам Персидского залива, не исключено, что и Китай сможет вписаться в этот проект.
Не случайно некоторые пессимистично настроенные российские эксперты сомневаются в том, что из России когда-либо выйдет настоящая транзитная страна. Действительно, в качестве альтернативы основным коридорам мировой торговли (например, маршрутам, включающим Суэцкий канал) наша страна может предложить только Транссиб и БАМ, чья пропускная способность на сегодня практически исчерпана. Конечно, инфраструктурные ограничения разрешит реализация проекта по модернизации Восточного полигона, главное – не сбавлять темпы освоения инвестиций, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. Но есть и другие факторы, не добавляющие плюсов к репутации России как мосту между Азией и Европой. Это медленное и сложное таможенное оформление, факты досмотра транзитных контейнеров и тому подобные обстоятельства. По разным подсчетам, грузоперевозки здесь контролируют свыше десятка ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи, а в результате товары могут надолго застревать на границе. Не лучше обстоит дело и с нормативной базой. Проект закона о транзите обсуждается несколько лет, но уже 2 раза возвращался на доработку.
Кроме того, в современном глобализированном мире растет роль качественно организованных логистических систем, а в России формирование этого рынка идет медленно. В итоге грузоотправители из Японии или Малайзии при выборе пути из Юго-Восточной Азии в Европу отдают предпочтение длинному морскому маршруту, хотя доставка грузов через территорию РФ в 2 раза короче. Море выбирают не столько из-за цены, сколько из-за гарантии доставки груза в срок, что для современного грузополучателя, экономящего на содержании складов, а порой и вовсе обходящегося без оных, исключительно важно.
Тем не менее в развитии комплексной логистики, а значит, и в создании возможностей для транзита наша страна за последние годы продвинулась вперед. Безусловно, программа трансформации ОАО «РЖД» в транспортно-логистический холдинг, приобретение компанией 75% акций GEFCO, создание ОТЛК, практические кейсы ОАО «РЖД Логистика», введение электронного документооборота и предварительного информирования о грузах, в том числе на железнодорожном транспорте, являются огромными шагами в этом направлении. Есть и локальные примеры, в частности, в прошлом году были организованы транзитные интермодальные перевозки контейнеров из Китая в страны АТР через Хасанский район Приморья с участием порта Зарубино в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Дело – за масштабом, созданием слаженной системы, деятельность которой смогла бы привлечь иностранных грузоотправителей. В этом смысле нынешний экономический кризис можно рассматривать как очередной шанс для реализации существующих возможностей, и главное здесь – успеть им воспользоваться.Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.
[~PREVIEW_TEXT] =>Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории.
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => [~PREVIEW_PICTURE] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [~CODE] => eshche-raz-pro-tranzit [EXTERNAL_ID] => 9662 [~EXTERNAL_ID] => 9662 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:97 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 68953 [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 68953 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 97556:324 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [SECTION_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [ELEMENT_META_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_META_KEYWORDS] => еще раз про транзит [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => <p> Нынешнее стремление отечественных предпринимателей максимально увеличить объемы экспорта сырья вполне резонно, поскольку оно реализуется на фоне выраженной девальвации рубля. Между тем к доходам от растущих экспортных перевозок владелец инфраструктуры мог бы добавить и прибыль от транзита, однако этому препятствуют объективные системные факторы, из-за влияния которых грузопотоки сторонятся российской территории. </p> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Еще раз про транзит [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Еще раз про транзит ) )
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions