+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Профсоюз – на страже интересов персонала

Профсоюз – на страже интересов персонала
В нынешней непростой ситуации роль профсоюза переоценить сложно. Ведь именно он должен решать целый ряд насущных задач – в условиях, когда работодатели озабочены оптимизацией затрат и могут сокращать кадры, внедрять технологии, которые опять-таки требуют минимизации персонала. Как тут добиться соблюдения баланса интересов сторон? Как защитить права рядовых железнодорожников? На эти и другие вопросы отвечает председатель территориальной организации Роспрофжела на Октябрьской железной дороге Александр Голубев.

Риски и вызовы времени

– Александр Валерьевич, какие сейчас стоят задачи для профсоюзов? Что ждать работникам железной дороги в 2023 году?

– Задача профсоюза и в нынешних условиях не меняется. Прежде всего – это защита работника, его трудовых и социальных прав, закрепления их в Коллективном договоре. Конечно, с 2020 года нам приходилось резко перестраивать свою работу в некоторых направлениях.

В период пандемии из-за самоизоляции мы столкнулись в смысле взаимодействия с риском быть «оторванными» от трудовых коллективов. Но нам удалось оперативно найти или создать новые каналы коммуникации, которые позволили остаться в диалоге с нашими членами профсоюза.

В 2022 году появились новые вызовы времени, связанные с непростой ситуацией вокруг РФ, когда условия менялись практически постоянно и чуть ли не ежедневно.

Но это не помешало трудовому коллективу выполнять все поставленные перед ним задачи.

И вот результат – 90 трудовых коллективов, в том числе и Октябрьская железная дорога, по итогам 2022 года признаны лучшими на сети.

– Каковы особенности заключения коллективных договоров на 2023 год? Есть ли сложности в работе дорожных профорганизаций ввиду того, что сейчас в холдинге могут ссылаться на те или иные обстоятельства и говорить, что надо затянуть потуже пояса?

– В 2022 году благодаря совместной конструктивной работе с работодателем достигнуты определенные результаты, закрепленные в различных документах: увеличен минимальный размер материальной помощи к отпуску с 15 до 20%, увеличены размеры суточных с 200 до 300 рублей;

Также установлены ежемесячные выплаты в размере 10% для работников путейского комплекса по положению «О паспорте доверия», которые учитываются при расчете среднего заработка.

В целях закрепления молодых работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 1 января текущего года по дороге принято решение о выплате процентных надбавок молодым работникам до 30 лет с первого дня работы в полном размере, независимо от времени проживания в данной местности. За это следует поблагодарить начальника дороги – это нужное и оперативное решение для поддержки и закрепления молодежи в районах Севера.

Компания в целом подтверждает свою социальную ориентированность. В то же время профсоюз акцентирует внимание на моментах, которые могут вызвать напряженность в коллективах.

Мы следим за ситуацией.

– Как выполнялись обязательства коллективных договоров в 2021–2022 годах? Что в этом плане следует отметить? Недавно было совещание, на котором заслушали отчет за 2,5 года. Какие вопросы оказались в центре внимания?

– Действительно, в мае мы провели отчетную конференцию Дорпрофжела на Октябрьской железной дороге, где рассмотрели итоги работы профсоюза в период с декабря 2020-го по май 2023 года. Отмечу, что на мероприятие были приглашены начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин и начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Евгений Козин.

Делегаты конференции – представители трудовых коллективов со всей Октябрьской железной дороги – выслушали наш доклад и дополнения, которые прозвучали от содокладчиков. В каждой дирекции, каждом подразделении свои нюансы и проблемы. Хочу поблагодарить профсоюзный актив за ту работу, которую они проводят. Многие вопросы удается решать на местах. Конечно, если необходимо системное решение на уровне дороги или сети, то мы используем информацию от председателей первичных профсоюзных организаций для подготовки соответствующих предложений.

Инструменты защиты работников

– Все происходящие в ОАО «РЖД» структурные преобразования привели к росту управленческого аппарата, а сокращение издержек – к оптимизации персонала на линейном уровне. Какие инструменты правовой защиты работников вы используете?

– В зону ответственности правовой инспекции труда входит наблюдение за четким соблюдением трудового договора и других нормативно-правовых актов. Это касается не только сокращения персонала. Это и выплата премии к отпуску, отмена взысканий, выплата ранее удержанной премии и так далее. Правовые инспектора, опираясь на практику выявленных нарушений, проводят различные обучения с представителями кадровых служб. Цель – профилактика и недопущение однотипных ошибок в работе.

Возвращаясь к вопросу оптимизации численности, отмечу – сокращением нельзя нарушать технологию процесса. Здесь необходимо сначала менять именно технологию производства.

– Как развивается взаимодействие Дорпрофжела с дочерними обществами ОАО «РЖД»?

– В настоящее время в организациях, объединенных Дорпрофжелом, действуют 19 коллективных договоров, заключенных на уровне предприятий, в том числе в пригородных пассажирских компаниях, Петербургском государст­венном университете путей сообщения им. Александра I, в частных учреждениях образования и здраво­охранения, филиале газеты «Гудок» – «Октябрьская магистраль» и других. Напомним также, что в зону влияния Дорпрофжела входит также Петербургский метрополитен.

Важно отметить, что с 1 января 2023 года во многих организациях вступили в силу новые коллективные договоры, в которых сохранены все основные льготы и гарантии, важные для работников и членов их семей, а также появились новые – актуальные именно в текущей ситуации.

Взаимодействие с работодателями

– Как руководство профсоюза взаимодействует с работодателем в связи с увеличением персонала на удаленке? Добился ли профсоюз поправок в правила, действующие в холдинге по поводу прав работников на удаленке? Есть ли нарушения? Аналогично – с работой на неполном рабочем дне. Борется ли с этим профсоюз?

– Действительно, в условиях падения объемов работы, в том числе и из-за пандемии, стали применяться новые формы организации труда – это перевод работников на дистанционный, гибкий режимы работы. С марта 2022 года до сентября 2022 года в ОАО «РЖД» был введен запрет на проведение мероприятий по сокращению персонала. В других организациях также сокращение не проводилось. Все это позволило сохранить квалифицированный персонал. Сейчас вопросы по оптимизации численности находятся на контроле у профсоюза.

– Какие социальные проекты поддерживает Дорпрофжел? Как участвует в волонтерском движении?

– Прошлый год был объявлен в компании годом поддержки волонтерской деятельности. Для Октябрьской железной дороги центральными событиями стали проведение слета волонтеров в Петрозаводске и открытие «Добростудии» в Санкт-Петербурге. Слет объединил неравнодушных работников не только с Октябрьской магистрали. Гостями и активными участниками мероприятия стали представители Северной и Калининградской дорог.

«Добростудия», открытая начальником ОЖД Виктором Голомолзиным, стала настоящей волонтерской базой, оборудованной всем необходимым. Здесь производился сбор и сортировка вещей для беженцев и участников СВО. Дважды помещения «Добростудии» были использованы в качестве донорского центра. Мастер-классы, общения с волонтерами-коллегами и многое другое – площадка постоянно занята и находится в рабочем состоянии.

Профсоюз, в свою очередь, не находится в стороне от волонтерских проектов, поддерживая идеи работников. Также в рамках реализации программы «АгентыЗОЖ» ведется работа по пропаганде здорового образа жизни и участию железнодорожников в спортивных мероприятиях различного уровня.

– Клиенты говорят о нехватке локомотивных бригад на маршрутах ОЖД. Обычно это явление сопровождается переработками машинистов. Следит ли проф­союз за сверхурочными? Как борется с нарушениями прав работников?

– Конечно, мы следим за этим. Сегодня профсоюз – структура, куда работник идет за решением своего личного вопроса различного характера. Нам, профсоюзному активу, необходимо уметь быстро находить правильные ответы и доводить их до адресата. Наша задача – чтобы работник понимал: если он чего-то не знает относительно своих прав, то он может получить ответ в профсоюзе.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions