Опыт эксплуатации дорожно-транспортной инфраструктуры и анализ проблем аварийности на автотранспорте показывают, что более 70% аварий и происшествий на дорогах связаны со спецификой проявления человеческого фактора. При этом 20% ДТП с тяжелыми последствиями происходят из-за засыпания за рулем. Тем не менее современные инновационные разработки, связанные с мониторингом работоспособного состояния водителя во время рейса, позволяют свести подобные риски к минимуму.
В последние годы на коммерческий автотранспорт устанавливаются цифровые тахографы – устройства, при помощи которых возможно дистанционно получать различную информацию о движении автомобиля: скоростном режиме, интервалах езды и продолжительности остановок, следовании по заданному маршруту и т. п. Но прежде всего тахографическое оборудование предназначено для соблюдения режима труда и отдыха водителя.
Считается, что его рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки. Если это условие соблюдается, то потенциальных рисков потери концентрации внимания и засыпания за рулем из-за усталости возможно избежать. В этой связи тахограф, безусловно, повышает безопасность дорожного движения. Однако им не учитываются индивидуальные особенности водителя. Человек может оказаться невыспавшимся, заболевшим, просто утомленным и через непродолжительное время погрузиться в дремоту или даже потерять сознание. Тахограф предотвратить такую ситуацию не может, поскольку обеспечивает контроль не за работоспособностью водителя, а за продолжительностью его работы.
С другой стороны, есть люди, полные сил и здоровья, которые после 8 часов вождения могут без угрозы для безопасности движения находиться за рулем еще некоторое время. Однако тахограф, в своей функциональности ориентирующийся на усредненную статистику, это запрещает.
Вместе с тем на транспорте имеются технические разработки, которые учитывают различные человеческие факторы при вождении подвижного состава. В свое время на железных дорогах при участии компании «Нейроком» была внедрена технология, обеспечивающая систему контроля бодрствования машиниста. На сегодня устройствами ТСКБМ оснащен практически весь парк локомотивов собственности ОАО «РЖД». Прибор отслеживает психофизиологическое состояние человека по показателям электродермальной активности (параметрам сопротивления кожи), предотвращая засыпание.
Данную технологию «Нейроком» адаптировал для автотранспорта в качестве системы поддержания работоспособности водителя. Причем устройство позволяет дополнить функционал тахографического оборудования. Благодаря этому возможно увеличить продолжительность рабочего времени водителя. Если у человека нормальное состояние и прибор показывает, что он вполне работоспособен после 8-часовой поездки, целесообразно продолжить рейс.
«Сколько времени дополнительно ему можно предоставить, медицина в принципе знает, и практика показывает, что люди могут работать и 12 часов. Вместе с тем за счет непрерывного контроля наша система способна предупредить, когда водитель перейдет в зону риска. А если у автомобиля есть устройство автоматического экстренного торможения, то в крайнем случае она остановит машину. Аналогичный подход был реализован на железнодорожном транспорте», – рассказывает генеральный директор АО «Нейроком» Валерий Дементиенко.
Информация о работоспособности водителя может передаваться на автопредприятие, но что немаловажно, при ухудшении состояния тревожный сигнал (тактильного, звукового либо светового характера) поступает самому шоферу.
«Водитель может незаметно для себя впадать в сонливость. Он еще не засыпает, но, к примеру, у него сузилась функция внешнего внимания. В этот момент система сигнализирует ему о том, что он переходит в опасное состояние. Это более разумный подход, когда, взаимодействуя с водителем, мы позволяем ему взбодрить себя. При повторении подобного сигнала будет настоятельная рекомендация остановить поездку», – говорит В. Дементиенко.
Как правило, любое новшество внедряется непросто. Многие водители тяжело воспринимают какие-либо системы контроля, даже неважно, по какому принципу они устроены, свидетельствует В. Дементиенко. Немало и тех, кто считает, что риск уснуть за рулем – это не их случай. Тем не менее высокая достоверность системы поддержания работоспособности может послужить спасительной страховкой.
«Когда общаешься с водителями и рассказываешь об опыте внедрения нашего продукта на железнодорожном транспорте, приходится слышать, что железная дорога – это совсем иное. Но там техника другая, а человек тот же самый, который в монотонных условиях работы вполне склонен к засыпанию», – заключил генеральный директор «Нейроком».
АО «Нейроком»
105082, Москва,
ул. Большая Почтовая, д. 39, стр. 1
Тел.: +7 (495) 640-76-71,
(900) 2-9184
E-mail: Info@Neurocom.RuЕсли Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.