RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
19.09.2016 11:27:56
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Российскому автопрому показали китайский путь

На АвтоВАЗе считают, что если не начать развивать в стране инжиниринговую базу, то Россия откатится на начальный уровень развития индустрии. В компании говорят о необходимости создания отечественных платформ и компонентов на базе локальных поставщиков, что принесет экономике 5,5 трлн руб. до 2025 года. Подобный путь прошли, например, Китай и Южная Корея, в разное время перешедшие от сборки импортных моделей к созданию своей автоиндустрии, но применить их опыт в России будет непросто. Как отмечают эксперты, требуется окупаемость инвестиций в новые технологии, что затруднительно на низком рынке с неясными перспективами восстановления.
Российскому автопрому показали китайский путь
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация АвтоВАЗа с предложениями по развитию добавленной стоимости в автопроме в России. Ее основная идея — необходимость развития в РФ инжиниринга, чтобы в среднесрочной перспективе отрасль могла "трансформироваться до мирового уровня". В компании считают, что с учетом негативной динамики рынка сейчас "последний шанс что-то предпринять, прежде чем промышленность окончательно откатится до начального уровня" (интеграция зарубежных моделей и производство без инжиниринга и знаний). Судя по презентации, несмотря на определенный правительством экспортный вектор развития, сейчас без инжиниринговой базы у автопрома нет реального экспортного потенциала.

С 2000-х годов в РФ реализуется программа привлечения зарубежных автоконцернов: в обмен на локализацию производства в стране им предоставляются таможенные льготы. В итоге в стране возникли несколько новых автозаводов (Kia, Hyundai, Volkswagen, Ford, Renault и другие), выпускающих автомобили с частичным использованием местных комплектующих. Но после девальвации рубля в 2014-2015 годах выяснилось, что локализация производств не всегда достаточна: как иностранцы, так и производители РФ поднимают цены из-за удорожания импортных компонентов.

С учетом скрытого импорта (привозные детали для собираемых здесь комплектующих) потенциал локализации глобальных платформ в автопроме РФ ограничен 35-40%, оценивают на АвтоВАЗе. В презентации подчеркнуто, что преимущества российского компонентного производства за счет слабого рубля преувеличены, например, цена ряда локальных компонентов после девальвации выросла гораздо сильнее импортных. С учетом девальвации на 66% в 2015 году цены импортных деталей увеличились лишь на 11%: зарубежные производители "фактически помогли значительно смягчить удар от повышения цен локальных поставщиков". Цены последних росли даже быстрее девальвации, и потеря конкурентоспособности в соотношении цена--качество оценивается в 70%. Отказ от развития инжирининговой базы на АвтоВАЗе рассматривают как сценарий, при котором Lada может "умереть", а потенциал производства в России для западных производителей расширится.

АвтоВАЗ предлагает государству комплексно разработать цепочку добавленной стоимости: вырастить "5 тыс. будущих лидеров и экспертов автопрома", создать правительственную НКО с привлечением отечественных и зарубежных представителей отрасли. Производителям нужно определить "пять перспективных платформ, возможно, совместных — для наибольшего объема", а также "обеспечить обязательство использовать локальные системы и компоненты" при экспорте. Из базы поставщиков, по мнению АвтоВАЗа, нужно выделить целевых и развивать их до мирового уровня. В перспективе до 2025 года это может дать экономике РФ дополнительно 5,5 трлн руб. и 1 млн рабочих мест.

Путь от сборки автомобилей на базе импортных платформ к развитию собственного инжиниринга проходила и наша страна в прошлом веке, и, например, Китай и Южная Корея, выбившиеся за счет этого в лидеры мирового автопрома. Но сейчас возможности России повторить их путь, видимо, ограниченны. Управляющий партнер EURussia Partners Сергей Бургазлиев рассуждает, что для развития инжиниринга необходимы не только инвестиции, но и условия, при которых можно рассчитывать на их окупаемость. Сейчас, по его мнению, в РФ таких условий нет: нестабильный рынок, предпосылок к восстановлению которого не видно, а импортные пошлины на большинство компонентов невысоки. Эксперт говорит, что автокомпонентная отрасль в РФ — это сейчас преимущественно сборочные предприятия и субкомпоненты более чем наполовину состоят из импорта. Причем требования к компонентам формируются иностранными автоконцернами в тесной кооперации с поставщиками еще на этапе разработки новой платформы или модели, и они, очевидно, не заинтересованы в развитии RND в России.

Источники "Ъ" на рынке не исключают, что в РФ инициатива АвтоВАЗа "нужна больше самому концерну", модели которого и так выпускаются на пяти платформах (B0, Kalina / Granta, 4х4, Priora, Vesta). АвтоВАЗ на прошлой неделе заявил, что до конца года решит, от каких платформ откажется в течение пяти--десяти лет, рассказывал вице-президент по инжинирингу Харальд Грюбель (см. "Ъ" от 15 сентября). По мнению господина Бургазлиева, если АвтоВАЗ вернется к вертикально интегрированному холдингу, которым он был ранее, имеет смысл работать с материалами, технологиями производства, но не только под Lada, а для всего альянса, иначе объемы АвтоВАЗа быстро не окупят вложения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

Пять морей под килем

Пять морей под килем
Денис Мантуров: Через два года наши туристы отправятся в круиз на уникальном лайнере
РЖД-Партнер

На дороге в Крым снижают напряжение

На дороге в Крым снижают напряжение
Как выяснил "Ъ", Минтранс настаивает на снижении затрат на электроснабжение железнодорожного подхода к Керченскому мосту, предлагая сократить их за счет уменьшения стоимости техприсоединения к сетям "Кубаньэнерго". Но в компании настаивают на прежней схеме электрификации. Как отмечают источники "Ъ", знакомые с ходом переговоров, если "Кубаньэнерго" пойдет навстречу Минтрансу, предлагается вовсе отказаться от строительства сетей в пользу собственной генерации.

РЖД-Партнер

Идут к фарватеру

Идут к фарватеру
Возведение моста через Керченский пролив не останавливают даже штормы


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум

Устав железнодорожного транспорта предусматривает ответственность не только перевозчика, но и отправителей (получателей) грузов, за убытки, возникшие на сети по их вине в случае аварийных ситуаций при перевозках. В Минтрансе предложили поправку в закон, дополняющую этот список строкой о компенсации расходов перевозчику в связи с отцепкой вагонов в ТОР. Поможет ли это укрепить безопасность на сети РЖД?

50 50
Нет, это мало что изменит
25 25
Да, это поможет укрепить безопасность на сети
25 25
Воздерживаюсь от ответа
Все опросы
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions