• Ставка на полувагон
    2034
    -3.5 %
    руб./сут.
    февраль 2018
  • Финансы USD ЦБ РФ 57.59 -0.18 EUR ЦБ РФ 71.23 0.07
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
02.03.2016 09:47:20
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Операторы сдают вагоны

Конкуренция на железнодорожном рынке становится все жестче
 

На фоне обострения проблем в российской экономике и роста профицита подвижного состава в прошлом году железнодорожные операторы столкнулись с низкой доходностью оперирования, массовыми списаниями вагонов и обострением конкуренции. Под давлением рыночных условий компании, не получавшие достаточной доходности для покрытия лизинговых платежей, все чаще прекращали отношения с лизингодателями и арендодателями. На фоне этих процессов продолжилась консолидация грузов у крупнейших операторских компаний.

В прошлом году безусловным лидером среди российских железнодорожных операторов по всем показателям — объему собственного парка и парка в управлении, погрузке и грузообороту,— как и в 2014 году, остался холдинг Владимира Лисина UCL Rail, в который входит Первая грузовая компания (ПГК). Это следует из рейтинга операторов подвижного состава за 2015 год Infoline Rail Russia Top агентства "Infoline-Аналитика" (есть у "Ъ"). За UCL Rail по всем показателям продолжает следовать входящая в ОАО РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК).

В 2015 году большинство операторов сократили парк в управлении, уменьшился и парк в собственности — но по разным причинам. Из рейтинга следует, что в общей сложности парк в управлении 30 крупнейших операторов сократился на 55,6 тыс. вагонов. Как поясняется в рейтинге, поскольку в 2015 году операторы работали в условиях усиления конкуренции и низкой доходности от оперирования, это привело к сокращению парка в аренде многих крупных игроков и вынужденному увеличению парка в управлении компаний, специализирующихся на сдаче вагонов в аренду. Операторы в целом стремились к возврату подвижного состава лизинго- или арендодателю, соглашается замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Причины сокращения парка в собственности — списание вагонов и расторжение договоров финансового лизинга. Например, "ВТБ-Лизинг" передал 5 тыс. вагонов "Запсиб-Транссервиса" ПГК, а "ВЭБ-Лизинг" забрал у "Спецэнерготранса" и передал "Рэйлтрансхолдингу" (РТХ) 14,5 тыс. вагонов.

Лидер рейтинга ПГК в 2015 году списала 38,1 тыс. вагонов, ФГК — 35,9 тыс., "Нефтетранссервис" — 2,3 тыс., "Трансконтейнер" — 1,7 тыс.

30 крупнейших операторов обеспечили в 2015 году 82% общего объема перевозок против 79% годом ранее, росла и доля первой десятки — на 2 процентных пункта, до 59% в общем объеме, что свидетельствует о консолидации объемов у более крупных компаний. ПГК сократила объемы на 12,2%, но продолжает укреплять отношения с крупнейшими грузовладельцами, ФГК увеличила перевозки на 2,2%. Резко выросли объемы перевозок у "РТХ-Логистик" (более чем вдвое) и "Спецэнерготранса" (на 52,8%), однако, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, рост примерно соответствует росту парка в управлении. Тем не менее есть и исключения. Так, у "Трансойла" на фоне падения объемов перевозки нефтеналивных грузов перевозки выросли на 14%, а грузооборот — на 25% за счет перехвата ряда перспективных направлений.

Владимир Савчук отмечает, что в 2015 году существенное падение ставки доходности коснулось не только коммерческих, но и кэптивных операторов, которым оно не позволяло в полном объеме выплачивать лизинговые платежи, несмотря на то что свой подвижной состав они приобретали при господдержке. Также, отмечает он, все операторы старались отложить лизинговые и кредитные платежи.

Ключевой тенденцией 2015 года стало усиление конкуренции во всех сегментах рынка перевозок, добавляет Михаил Бурмистров: грузовладельцы предъявляют все более жесткие требования к техническим характеристикам подвижного состава и качеству сервиса, который оказывают операторы. В связи с этим приоритет получают операторские компании, которые имеют либо конкурентные преимущества в виде собственных локомотивов, интеграции с портами и терминалами, либо возможности привлекать инновационный подвижной состав. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Проблемы Ан-148 обнаружили у Superjet

Проблемы Ан-148 обнаружили у Superjet
Неполадки самолета Ан-148, названные вероятной причиной катастрофа которого унесла жизни 71 человека, все чаще наблюдаются и у флагмана российского авиапрома SSJ100. За неделю до катастрофы на проблемы с расхождением показаний скорости жаловались, например, пилоты «Аэрофлота». Только за пару дней снегопадов с SSJ100 произошло семь подобных инцидентов, а с 2011 года — 14. Однако Росавиация не спешит применять меры к самолетам, считая корнем проблем плохую работу аэропортов.
РЖД-Партнер

Главный железнодорожный проект XXI века набирает обороты

Главный железнодорожный проект XXI века набирает обороты
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) - инициированный Азербайджаном, безусловно, главный региональный транспортный проект XXI века, все больше и больше обращает на себя внимание.
РЖД-Партнер

Эксперты начали изучение черных ящиков с разбившегося Ан-148

Эксперты начали изучение черных ящиков с разбившегося Ан-148
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к расшифровке бортовых самописцев разбившегося в Подмосковье в минувшее воскресенье пассажирского Ан-148-100В «Саратовских авиалиний». По результатам этой процедуры следствие определится с основной версией катастрофы, пока наиболее вероятными участники расследования называют обледенение, из-за которого самолет мог свалиться в штопор, отказ техники или ошибку экипажа. Прокуратура тем временем приступила к проверке госорганов, контролировавших деятельность авиаперевозчика — «Саратовские авиалинии».

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions