RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
02.03.2016 09:47:20
РЖД-Партнер

Операторы сдают вагоны

Конкуренция на железнодорожном рынке становится все жестче
 

На фоне обострения проблем в российской экономике и роста профицита подвижного состава в прошлом году железнодорожные операторы столкнулись с низкой доходностью оперирования, массовыми списаниями вагонов и обострением конкуренции. Под давлением рыночных условий компании, не получавшие достаточной доходности для покрытия лизинговых платежей, все чаще прекращали отношения с лизингодателями и арендодателями. На фоне этих процессов продолжилась консолидация грузов у крупнейших операторских компаний.

В прошлом году безусловным лидером среди российских железнодорожных операторов по всем показателям — объему собственного парка и парка в управлении, погрузке и грузообороту,— как и в 2014 году, остался холдинг Владимира Лисина UCL Rail, в который входит Первая грузовая компания (ПГК). Это следует из рейтинга операторов подвижного состава за 2015 год Infoline Rail Russia Top агентства "Infoline-Аналитика" (есть у "Ъ"). За UCL Rail по всем показателям продолжает следовать входящая в ОАО РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК).

В 2015 году большинство операторов сократили парк в управлении, уменьшился и парк в собственности — но по разным причинам. Из рейтинга следует, что в общей сложности парк в управлении 30 крупнейших операторов сократился на 55,6 тыс. вагонов. Как поясняется в рейтинге, поскольку в 2015 году операторы работали в условиях усиления конкуренции и низкой доходности от оперирования, это привело к сокращению парка в аренде многих крупных игроков и вынужденному увеличению парка в управлении компаний, специализирующихся на сдаче вагонов в аренду. Операторы в целом стремились к возврату подвижного состава лизинго- или арендодателю, соглашается замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Причины сокращения парка в собственности — списание вагонов и расторжение договоров финансового лизинга. Например, "ВТБ-Лизинг" передал 5 тыс. вагонов "Запсиб-Транссервиса" ПГК, а "ВЭБ-Лизинг" забрал у "Спецэнерготранса" и передал "Рэйлтрансхолдингу" (РТХ) 14,5 тыс. вагонов.

Лидер рейтинга ПГК в 2015 году списала 38,1 тыс. вагонов, ФГК — 35,9 тыс., "Нефтетранссервис" — 2,3 тыс., "Трансконтейнер" — 1,7 тыс.

30 крупнейших операторов обеспечили в 2015 году 82% общего объема перевозок против 79% годом ранее, росла и доля первой десятки — на 2 процентных пункта, до 59% в общем объеме, что свидетельствует о консолидации объемов у более крупных компаний. ПГК сократила объемы на 12,2%, но продолжает укреплять отношения с крупнейшими грузовладельцами, ФГК увеличила перевозки на 2,2%. Резко выросли объемы перевозок у "РТХ-Логистик" (более чем вдвое) и "Спецэнерготранса" (на 52,8%), однако, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, рост примерно соответствует росту парка в управлении. Тем не менее есть и исключения. Так, у "Трансойла" на фоне падения объемов перевозки нефтеналивных грузов перевозки выросли на 14%, а грузооборот — на 25% за счет перехвата ряда перспективных направлений.

Владимир Савчук отмечает, что в 2015 году существенное падение ставки доходности коснулось не только коммерческих, но и кэптивных операторов, которым оно не позволяло в полном объеме выплачивать лизинговые платежи, несмотря на то что свой подвижной состав они приобретали при господдержке. Также, отмечает он, все операторы старались отложить лизинговые и кредитные платежи.

Ключевой тенденцией 2015 года стало усиление конкуренции во всех сегментах рынка перевозок, добавляет Михаил Бурмистров: грузовладельцы предъявляют все более жесткие требования к техническим характеристикам подвижного состава и качеству сервиса, который оказывают операторы. В связи с этим приоритет получают операторские компании, которые имеют либо конкурентные преимущества в виде собственных локомотивов, интеграции с портами и терминалами, либо возможности привлекать инновационный подвижной состав. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Тариф доступный

Программа Года пассажира включает повышение скоростей движения поездов
 

РЖД-Партнер

Чисто безвизовое гостеприимство

Туроператоры просят упростить въезд в Россию
 

РЖД-Партнер

В добрый магистральный путь

РЖД обновит совет директоров "Транстелекома"
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions