• Ставка на полувагон
    2034
    -3.5 %
    руб./сут.
    февраль 2018
  • Финансы USD ЦБ РФ 56.36 0 EUR ЦБ РФ 70.65 0
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
17.06.2016 09:05:13
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Деньгам — дорогу

Участники ПМЭФ осознали нехватку инвестиций в инфраструктуру. 

Притоку западных инвестиций в российскую инфраструктуру препятствуют санкции и неготовность банков давать длинные деньги под проекты в РФ, а новые азиатские банки развития пока осторожны в инвестициях и часто требуют госгарантий, констатировали участники Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Разрыв между потребностью в капвложениях и их фактическим объемом есть — но по отдельным направлениям объем доступного финансирования сейчас по-прежнему больше, чем требуется для качественных проектов с прогнозируемой окупаемостью. 

Сразу несколько сессий на ПМЭФ-2016 были посвящены инвестициям в инфраструктуру и механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). На них представители российского Минфина в условиях бюджетной экономии призывали привлекать частные средства за счет "нефискальной приватизации" (без продажи самого госактива). Готовится закон о специальных инвестиционных контрактах, которые будут распространяться в том числе на транспортную инфраструктуру, напомнил участникам форума замминистра финансов Андрей Иванов — назвав РЖД "нераскрытым потенциалом для инвестиций" (сейчас подобные меры прописаны только в законе о промышленной политике для особых инвестиционных проектов).

Основным инструментом привлечения частных денег в инфраструктуру в правительстве по-прежнему считают ГЧП. Однако, по словам Андрея Иванова, зачастую нагрузка на бюджет при использовании этого механизма лишь увеличивается за счет процентных платежей — в итоге на концессионных соглашениях зарабатывают банки-кредиторы. "Концессия — это единственная возможность для бизнеса договориться с государством вдолгую, поэтому финансирование по таким проектам идет под 12-13%, тогда как обычное банковское кредитование — под 25%",— возразил председатель совета директоров InfraOne Альберт Еганян. По его оценке, ежегодный объем внебюджетных вложений в инфраструктуру составляет всего 200 млрд руб., тогда как доступно для такого финансирования более 1 трлн руб.

Отметим, что по оценке McKinsey, в России все же есть разрыв между потребностью в капвложениях в инфраструктуру и их фактическим объемом — он оценен в 0,1% ВВП ежегодно в перспективе до 2030 года. По оценке этой компании, в мире вложения в инфраструктуру составляют порядка $2,5 трлн в год, доля недоинвестирования в нее в среднем равна 11%.

Ограниченность присутствия частных инвесторов в этой сфере демонстрируют и данные Всемирного банка. По его оценке, в 2015 году в России было "закрыто" всего четыре сделки по линии ГЧП на $3 млрд. Крупнейшая — передача в концессию на 30 лет более 350 объектов водопроводного хозяйства в Волгограде, остальные три — это вложения в платные дороги (включая трассу Москва--Санкт-Петербург).

Рассчитывать на большие зарубежные деньги в этой сфере пока не приходится. Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник, созданные банки развития со штаб-квартирами в Китае слишком забюрократизированы. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) готов рассматривать проекты лишь при наличии госгарантий (его глава на форум не приехал — в отличие от руководителя банка БРИКС). Деньги же западных банков по-прежнему недоступны. "Чтобы инвестировать в инфраструктурные проекты, нужны длинные деньги, но европейские банки не выделяют финансирование, опасаясь нарушить санкционный режим, по факту выделение кредита надо согласовывать в Вашингтоне",— сказал генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский.

"Прямых зарубежных инвестиций в инфраструктуру в странах ЕАЭС почти нет — как правило, это вложения с участием государства",— отметил глава центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров. Новым трендом стало появление в этой области зарубежных, в частности японских, пенсионных фондов. Они уже начали инвестировать в телеком, их присутствие на рынке может стать более ощутимым в среднесрочной перспективе, полагает эксперт. Впрочем, что касается более затратной инфраструктуры — в частности строительства дорог,— конкуренция среди инвесторов за действительно окупаемые проекты пока выше, чем спрос на финансирование, признали участники форума.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД могут возобновить строительство ж/д в Ливии

РЖД могут возобновить строительство ж/д в Ливии
О том, какой участок ВСМ в России может стать первым, когда РЖД начнут электрификацию железной дороги в Иране, будут ли возобновлять строительство железной дороги в Ливии, а также о том, где могут создать железнодорожного оператора и на какие новые зарубежные рынки выйдут, в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель гендиректора компании Александр Мишарин.
РЖД-Партнер

Грузопотоки распишут между видами транспорта

Грузопотоки распишут между видами транспорта
Как выяснил “Ъ”, правительство вернулось к идее разработки транспортно-экономического баланса, которого год назад требовали железнодорожные операторы. Теперь Минтранс разделит грузопотоки между разными видами транспорта, что должно разрешить конфликты вокруг перевозки нефтепродуктов. Эти споры недавно вышли на уровень президента: владелец UCL Владимир Лисин публично жаловался на скидки ОАО РЖД, лишающие речников выгодных грузов.
РЖД-Партнер

Расшифрован речевой самописец разбившегося Ан-148.

Расшифрован речевой самописец разбившегося Ан-148.
Следователи СКР, расследующие уголовное дело о катастрофе 11 февраля в Подмосковье самолета Ан-148, жертвами которой стал 71 человек, приобщили к нему данные параметрического и речевого самописцев. Расшифровка записей последнего свидетельствует о том, что, столкнувшись с разными показателями скорости на своих дисплеях, пилоты ругались, пока лайнер не врезался в землю. При этом сама катастрофа произошла в управляемом полете.


  1. На сети РЖД многие железные дороги стараются работать с инновационными вагонами. Их использование имеет ряд преимуществ. Однако не возникнут ли при этом риски, связанные с увеличением нагрузок на инфраструктуру?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions