+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.10.2023 16:31:42
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Около 2 тыс. ед. подвижного состава с повышенной нагрузкой на ось произведено по итогам сентября. Итого доля инновационных вагонов в общем производстве нового парка составила 33%, тогда как в августе – 29%, об этом сообщают журналисты РЖД-Партнера. Всего за 9 месяцев изготовлено 13,2 тыс. вагонов с улучшенными техническими характеристиками. Это на 46% больше, чем за аналогичный период 2022 года. В первые 9 месяцев также увеличились перевозки в международном направлении: через МТК Север – Юг проследовало 9,4 млн т грузов, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Представляем традиционный недельный обзор недели от РЖД-Партнера.
Обзор событий недели

Тарифы перевозчика готовятся к росту 

Документ об индексации железнодорожных грузовых тарифов с 1 декабря только обсуждается. Авторы предлагают поднять с 1 декабря 2023 года тарифы на 7,6%, с 1 января 2025 года на 5,2%, а с 1 января 2026 года – еще на 4,8%. Проект приказа ФАС России об индексации тарифов с 1 декабря 2023 г. и на 2024 год изучил Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Свое мнение по поводу данной инициативы он рассказал РЖД-Партнеру.

«Индексация тарифа в декабре 2023 г. будет на 7,6% к уровню января – ноября 2023 г. (то есть рост на 18,45% к декабрю 2022 года, с учетом индексации на 10,09% в январе 2023 г. – то есть 1,1009*1,076 = 1,1845). При этом с декабря 2023 г. к нему добавится рост надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры с 5 до 7% (или с 1,05 до 1,07), что дает дополнительный индекс роста 1,0190 (1,07/1,05 = 1,0190), а также – новая надбавка «для финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности». Последняя устанавливается приказом ФАС России в размере 1% с 1 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. и в размере 2% с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г.

Таким образом, с декабря 2023 рост к уровню января – ноября 2023 составит 1,076*1,0190*1,01 = 1,1074, или на +10,74%. (Или, если считать индекс 1,0190 не до 4-го знака, а до 6-го знака после запятой – 1,019047, то итоговое повышение составит 1,100746, или +10,75%).

То есть, подытоживая эту часть приказа, можно сказать, что грузоотправители в декабре 2023-го и в 2024 году в среднем будут платить тариф за грузовые перевозки на 10,74% выше, чем они платили в течение 11 месяцев 2023 года. (Если, конечно, в 2024 г. не появится новых приказов о дополнительных индексациях). А рост в январе 2024-го к декабрю 2022 г. соответственно составит 1,1009*1,1074 = 1,2191, или +21,9%.

Также приказом ФАС по-прежнему сохраняется то повышение тарифов на каменный уголь, которое действовало с 1 июня 2022 г. и в 2023 г., или, как сказано в пояснительной записке, «проектом приказа предусматривается неприменение понижающих коэффициентов (0,4 и 0,895) при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования до 31 декабря 2024 г. включительно».

В заключение отмечу, что итоговый рост на 10,74% – это (если не считать совокупную индексацию в 2022 г.) самое высокое повышение после 2008 г. (в кризисном 2008 году повышение тарифов составляло +21,2%)». 


Сложности на сети – драйвер для запуска новых морских линий 

Поиск баланса – ключевой вызов для рынка, об этом говорит Алексей Кравченко, коммерческий директор компании «ФЕСКО Интегрированный Транспорт».

«Поиск баланса привел его участников к необходимости развития альтернативных маршрутов и способов перевозки», – добавляет он.

Рынок грузоперевозок готов принять новые контейнерные маршруты, но с условиями. Во-первых, на линии должен быть соблюден баланс контейнеров: должны быть и сухие и рефконтейнеры, участникам рынка должны быть доступны и 20-футовые контейнеры, и 40-футовые. Но главное – минимальная регулярность контейнерных маршрутов. Она должна быть не меньше двух раз в неделю. Флот на новых морских линиях должен иметь вместимость от 2 тыс. до 4 тыс. TEU. Впрочем, большего для российского грузовладельца и не надо, добавляет А. Кравченко.

Нужно думать и о грузовой базе, и о балансе контейнеров на сервисных линиях. Баланса пока достичь не удалось. Рынок, конечно, очень неустойчивый, но по сравнению с прошлым годом, если брать перевозки из Китая в Петербург, рынок очень преобразился, об этом говорит Алексей Гагаринов, генеральный директор ООО «СИ-Шиппинг».

В октябре этого года рынок предлагает грузовладельцам почти 20 рейсов из Санкт-Петербурга в порты Азии, здесь работают как российские, так и китайские морские линейные операторы. Общая вместимость – 35 тыс. TEU, подсчитал А. Гагаринов.

«У кого-то более интенсивное расписание, у кого-то – менее. Но торговля между Россией и Китаем развивается. Морские линии наращивают мощности», – говорит он.

Компания привела в Петербург контейнеровоз SFT Turkey вместимостью в 4,2 тыс. TEU. Перевозчики еженедельно доставляет грузы в контейнерах в порты Китая и Петербурга напрямую или с перевалкой в Турции. Агент еще в сентябре оперировал 10 судами разной вместимости, а в октябре их число достигло 12 ед. Представитель компании, которая только-только заходит на морскую линию Китай – Санкт-Петербург, интересуется ставками: он надеется на их рост и, значит, на прибыль.

«На этом направлении вас ждут страдания. Радости не будет до середины будущего года», – обрушивает надежды нового игрока А. Кравченко.

Страдания усилятся, если на линию поставить только одно судно, добавляет эксперт. Если больше, то есть возможность сделать сервис. Впрочем, страдания ожидают и тех, кто работает на дальневосточных морских линиях. В июле 2023 года здесь работало порядка 31 морской линии. В октябре их число снизилось. К концу 2024 года их вовсе останется 15, говорят участники рынка.

«Похожая ситуация на всех бассейнах: и в Азово-Черноморском, и на Балтике, и на Дальнем Востоке. Неэффективные всегда уходят», – резюмирует А. Кравченко.

 

Новая реальность: каждый второй самолет России к 2030 году – отечественный 

Парки крупнейших авиакомпаний, судя по данным на их сайтах, состоят преимущественно из машин иностранного производства. Группа «Аэрофлот», по данным на конец 2022 года, имеет 346 воздушных судов иностранного производства и 78 отечественных региональных Superjet 100. У авиакомпании S7 есть «Боинги», «Эйрбасы» и «Эмбраэр 170». Авиакомпания «Ютэйр» имеет 59 воздушных судов, и это тоже «Боинги» «Эйрбасы» и ATR-72-500. «Уральские авиалинии» летают на 52 «Эйрбасах», ими пользуются на условиях операционного лизинга.

Среди проектов отечественных самолетов, на которые сегодня делаются ставки: SJ-100, МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96-300, «Байкал» и «Ладога». При успешной реализации программ импортозамещения, говорится в комплексной программе развития отрасли, в 2022–2030 годах предусмотрены поставки 1081 самолета для гражданской авиации.

Пока эти проекты в основном находятся на стадиях испытаний. Но планы на них большие: к примеру, согласно программе, с 2024 года планируется выйти на поставку 20 единиц в год самолетов SSJ-NEW, 72 единицы МС-21 в год хотят поставлять с 2029 года, предусматривается большой объем поставок малоразмерных самолетов (ТВРС-44 «Ладога», Л-410, «Байкал» (ЛМС-901) – 20–25 самолетов ежегодно с 2026 года).

Пожалуй, больше всего внимания сегодня сосредоточено на полностью импортозамещенном МС-21. Летные испытания машины запланированы на ноябрь 2023 года, а поставку самолетов авиакомпаниям собираются начать в 2024 году. Ввод в эксплуатацию планируется на конец 2024 года.

Авиаэксперт Роман Гусаров не исключает, что каждый второй самолет в российских авиакомпаниях будет российского производства уже к 2030 году. Но при условии, что новые образцы авиатехники будут вводиться в серийное производство по утвержденным графикам.

«Если брать магистральный сегмент авиаперевозок – самый массовый и важный, то начало поставки самолетов запланировано на конец следующего года. Они будут произведены. Но проблема может заключаться в том, будут ли завершены их испытания и пройдена сертификация. Сейчас этот процесс вовсю идет: мы регулярно видим сообщения о том, что одна-другая система замещена и испытана, сертифицирована. Но никто не гарантирует, что не возникнет каких-то проблем: новая техника всегда может преподнести сюрпризы. Без устранения каких-то недочетов, конечно же, самолеты не будут сертифицированы. Если они не будут сертифицированы, значит, они не пойдут в серию своевременно. В любом случае работы будут доведены до конца, но вопрос только, будут ли они доведены до конца в сроки», – комментирует Роман Гусаров.

Авиационный эксперт, главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в своих прогнозах ориентировался на цифры, представленные в комплексной программе развития авиационной отрасли. Задачи в ней кажутся ему более амбициозными. В программе доля самолетов отечественного производства в парке российских авиакомпаний, в том числе доля исправных воздушных судов отечественного производства, к 2030 году должна составлять 81,8%.

«Только лишь с учетом реализации программы импортозамещения до 2030 года предусматриваются поставки 1081 самолета. Таким образом, речь идет о существенном превышении доли самолетов отечественного производства, даже воздушных судов, включая вертолетов. Ни о каких 50% речи не должно быть», – считает Олег Пантелеев.

Однако он прогнозирует, что несмотря на поставки отечественных машин, иностранные самолеты все же сохранят свое влияние на такой параметр, как обеспечение пассажиропотока.

 

Почти на 12% снижены расходы на магистральную инфраструктуру 

Объем федеральных расходов на комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, согласно новому законопроекту о федеральном бюджете, в 2024 году составит 101,6 млрд руб., что на 11,9% меньше, чем закладывалось ранее, сообщили эксперты Sherpa Group.

Наиболее существенно снизят расходы на «Развитие морских портов» – в четыре раза от плановых значений (до 2,8 млрд руб.), а также на «Развитие региональных аэропортов» – на 21,9% (до 27,4 млрд руб.).

Вместе с тем в комплексный план вернут два федеральных проекта, финансирование которых в 2024 году в прошлом трехлетнем бюджете не предполагалось: «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (3,6 млрд руб.) и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (2 млрд руб.). В 2025 и 2026 годах объемы вложений в комплексный план упадут в 2,5 раза относительно расходов 2024 года, до 43,2 млрд руб. и 42,3 млрд руб. соответственно, что может говорить об его окончательном переходе в более компактный вариант.

Из финансируемых федеральных проектов в составе комплексного плана в 2025 году останутся только два («Развитие Северного морского пути» с 38,8 млрд руб. и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» с 4,5 млрд руб.), а в 2026 году – один («Развитие Северного морского пути»). Проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург не фигурирует в документе на горизонте следующих трех лет, так как его планируют реализовать в основном за внебюджетные средства.

Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» будут расти всю ближайшую трехлетку: от предусмотренных на 2024 год 606,5 млрд руб. до 769,8 млрд руб. на 2026 год. Финансирование БКД на 2024 и 2025 годы относительно ранее опубликованных планов тоже только увеличивали: на 0,5 и 1,5% соответственно. В 2024–2026 годах сохранится финансирование всех федеральных проектов БКД, но их ждет перераспределение средств: приоритет будет у строительства федеральных дорог, в то время как расходы из нацпроекта на создание региональных и местных временно «поставят на паузу».

В целом в 2024–2025 годах будет высока доля ремонтов имеющейся дорожной инфраструктуры, а не строительства новой. Объемы финансирования всех нацпроектов в 2024 и 2025 годах будут меньше на 3,2% и 4% относительно предыдущих планов и составят 2,96 и 1,97 трлн руб. соответственно. Наиболее сильно увеличат на 2024 год расходы на нацпроект «Культура» (на 5,5%, до 49,8 млрд руб., по сравнению с заложенными в старый бюджет) для стимулирования создания госконтента в интернете, а уменьшат – «Жилью и городской среде» (на 26,3%, до 125,5 млрд руб.) из‑за снижения расходов на сокращение аварийного жилья. На 2025 год наиболее значительно пересмотрели более ранние планы для «Туризма и индустрии гостеприимства» (рост на 26,2%, до 1,5 млрд руб.) и «Экологии» (снижение на 23,5%, до 23,3 млрд руб.).

В первом случае это было вызвано увеличением вложений в повышение доступности туристических продуктов, во втором – отказом от расходов на проекты по очищению Волги и сохранению уникальных водоемов. В относительном выражении объемы расходов на национальные проекты в 2024 году будут на 1,8% меньше (почти 3 трлн руб.), чем планируется в 2023‑м, а в следующие два года сократятся почти на треть по отношению к 2024‑му, до 1,97 и 1,98 трлн руб. соответственно, но такое снижение закладывалось ранее.

Уменьшатся федеральные расходы на большинство нацпроектов, за исключением БКД и проекта по атомной энергии: относительно конца 2023‑го года к концу 2026‑го вложения в них вырастут на 63% и 44% соответственно.

Новым нацпроектом станут «Беспилотные авиационные системы», в которые за три года планируют вложить 63,9 млрд руб., в том числе свыше 71% этих средств уже в 2024‑м. В 2025 году в соответствии с более ранними планами перестанут финансировать национальный проект «Производительность труда», а в 2026 году – «Малое и среднее предпринимательство».

«Мы не исключаем, что в 2024–2025 году может состояться переформатирование нацпроектов под более актуальные задачи, что также скажется на изменении их количества и объемов вложений. Наиболее существенно в рамках комплексного плана пересмотрели вложения в федеральный проект «Развитие морских портов», расходы на него в 2024 году собираются уменьшить вчетверо относительно планов годичной давности: на 75,1%, до 2,8 млрд руб. На наш взгляд, такое заметное сокращение вызвано сложностями с реализацией отраслевых мероприятий в предыдущие годы, к тому же отрасль очень чувствительна к изменению экономической ситуации», – уточнили эксперты.

Менее значительному урезанию – на 21,9% от запланированного ранее объема – подвергли в 2024 году федеральные расходы на «Развитие региональных аэропортов»: теперь до них планируют довести 27,4 млрд руб. Финансирование в 2024‑м двух других федеральных проектов сократили менее сильно. «Развитие Северного морского пути» получит на 5% меньше, чем предполагалось ранее (50,1 млрд руб.) А федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» – на 3,1% меньше (15,7 млрд руб.).

«По нашей оценке, такое стремление удержать уровень вложений связано с приоритетностью развития Арктической зоны в ближайшие годы, в том числе для перевозок грузов», – полагают эксперты.

В прошлом законе о бюджете ожидалось, что в составе комплексного плана в 2024 году будут профинансированы лишь четыре федеральных проекта: к этому году заканчивалась реализация проектов «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа – Западный Китай» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна». Но власти приняли решение продлить вложения во второй проект, и до него должны довести еще 3,6 млрд руб. Это может быть вызвано тем, что в предыдущие годы все средства по нему освоить не успели, в частности, в первой половине 2023 года уровень бюджетного исполнения у него был самым низким (1,6%).

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions