RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.08.2016 13:14:10
Разное / Новости
РЖД-Партнер

В будущее смотрим с оптимизмом

В этом году Московскому государственному университету путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) исполняется 120 лет. В преддверии юбилея ректор ведущего транспортного университета Борис Лёвин рассказал о деятельности вуза, перспективах и условиях развития отраслевого образования, определяющих повышение качества подготовки специалистов для транспорта.  

В будущее смотрим с оптимизмом

Делимся лучшим
– Борис Алексеевич, каких специальностей, на Ваш взгляд, сейчас не хватает транспортной отрасли?
– Прежде всего, это логистика, инженерная экономика, экология, транспортное право. Выделил бы и специальности, связанные с подготовкой технологов и конструкторов современного подвижного состава. Транспортное машиностроение – на это обратил внимание Президент России – сегодня отстаёт в этом плане. Одной из причин считаем передачу в 30-х годах прошлого века конструкторского и технологического направлений из транспортных вузов в вузы общего машиностроения. Полагаем, что подготовку транспортных машиностроителей надо вернуть в отраслевые вузы. В МИИТ открыты такие направления подготовки, причём лекции нашим студентам читают руководители и специалисты ведущих компаний мира в области высокоскоростного движения: «Альстом», «Сименс» и др.
МИИТ, который в этом году отмечает и 80-летие международной деятельности, очень активно сотрудничает с ведущими вузами и предприятиями Болгарии, Вьетнама, Германии, Испании, Китая, Франции (всего 143 партнёра из 44 стран). В 2015-2016 гг. университет посетили и выступили с лекциями послы 15 стран.
– Говоря о международном сотрудничестве, нельзя не затронуть вопрос системы обмена студентами. Как она действует в МИИТ?
– Наиболее тесное взаимодействие налажено с Китаем. В рамках программы «Двойной диплом» мы отбираем студентов в специальные группы, которые, помимо основной программы, изучают языки: российские студенты – китайский, а студенты из КНР – русский. Наши студенты осваивают китайский язык на уровне, необходимом для обучения в Китае, и на втором и третьем курсах учатся в Даляньском университете информатики Китая, к четвёртому курсу они возвращаются домой для продолжения учебы. Диплом готовят под руководством двух специалистов: китайского и российского. Аналогичная схема действует и для студентов из КНР. В этом году состоялся первый выпуск, и могу сказать, что, к примеру, логисты со знанием двух языков сейчас очень востребованы.
Активно сотрудничаем и с одним из старейших французских вузов – Национальной школой мостов и дорог. На протяжении 4 лет его выпускники приезжают на преддипломную практику в МИИТ. Это хороший опыт и для нас. В этом году была заказана практика по строительству железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Конечно, возник вопрос: зачем это нужно Франции? Оказывается, они планируют принимать участие в российских конкурсах на подобное строительство. Студенты МИИТ также ездят на практику во Францию, как правило, между третьим и четвёртым курсом. С другими странами также эффективно сотрудничаем, но уже в других форматах.
Под одной крышей
– В последнее время в России достаточно много говорится о создании Национального университета транспорта, который объединит несколько вузов различных видов транспорта. Чем обусловлена такая идея?
– Объединение транспортных вузов – требование времени. Путь к объединению начался в 2011 году, когда Владимир Владимирович Путин посетил МИИТ, но тогда не удалось решить некоторые организационные вопросы. Сейчас есть соответствующее решение Минтранса России. Возможно, что в будущем появится крупный вуз со специализированными институтами по всем видам транспорта, а также межвидовые институты с преподаванием логистики, транспортной безопасности, права, экономики, экологии и т.д. Как показывает практика, специалистов-транспортников нужно готовить «на одной студенческой скамье».
Атмосфера общетранспортного вуза формирует мышление, свойственное восприятию единого транспортного комплекса (страны, мира), и тем самым обеспечивает эффективное взаимодействие при организации смешанных перевозок. Минтранс России активно работает над созданием объединённого вуза.
– Как действует в МИИТ система повышения квалификации работников?
- Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО). МИИТ реализует 480 программ ДПО. Ежегодно на базе головного вуза и его филиалов проходят переподготовку и повышение квалификации до 60 тыс. руководителей, специалистов и рабочих кадров транспорта, транспортного строительства и других областей экономики. МИИТ имеет лицензию на реализацию программ МБА. И нужно отдать должное – эта форма подготовки кадров весьма востребована.
Разумеется, приоритетная ориентация вуза в сфере ДПО – наш главный стратегический партнёр ОАО «РЖД».
Характерно, что повышение квалификации является эффективным инструментом проведения корпоративной политики ОАО «РЖД». Возвращаясь с курсов, специалисты доносят полученную информацию до своих коллег. В регионах мы также используем дистанционные методы обучения и локальную систему повышения квалификации в отраслевых вузах.
– Сотрудничает ли университет с Корпоративным университетом ОАО «РЖД»?
– Конечно сотрудничаем и считаем, что этот университет в определённом смысле «вырос» из структурного подразделения МИИТ – Российской академии путей сообщения. Поэтому использование базы железнодорожных университетов при создании региональных подразделений Корпоративного университета ОАО «РЖД» вполне целесообразно.
Что особенно нужно
– Каковы сегодня основные проблемные вопросы для дальнейшего развития транспортного образования?
– Когда железнодорожные вузы были в системе МПС, не было проблем с передачей современного оборудования для обучения. После реформирования железнодорожной отрасли возникла проблема обновления учебно-научной базы вузов.
При этом, например, у коллег-авиаторов средства на приобретение оборудования предусмотрены бюджетом. У железнодорожников этого нет. Надеемся, что этот вопрос будет решён в рамках Национального университета транспорта.
– Что, на Ваш взгляд, нужно изменить для того, чтобы обеспечить более качественную подготовку специалистов?
– Думаю, нужно дать больше свободы вузам. К сожалению, в последние годы система образования излишне зарегулирована. Кроме этого, надо разгрузить преподавателей от чрезмерной «бумажной» работы и, разумеется, сделать их труд более творческим и мотивированным.
Но мы не уповаем только на помощь государства. Понимаем, что многое зависит от самих вузов. Отмечу, что 70 процентов доходов МИИТ приносит внебюджетная деятельность. У нас достаточный ресурсный потенциал. Так что в будущее в год 120-летия смотрим с оптимизмом
Но главное в том, что повышение качества подготовки транспортников – важнейшая федеральная задача. И мы её решим более убедительно при поддержке государства и бизнеса.

Александра Можаровская
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

При реализации концессионных проектов важно в полной мере реализовать функционал государства

При реализации концессионных проектов важно в полной мере реализовать функционал государства
Очень важный вопрос для отрасли, это привлечение частных инвестиций. Мы об этом много говорим и уже есть успешные примеры реализации таких проектов.
РЖД-Партнер

Пассажирские перевозки по регулируемым тарифам хотят освободить от НДС

Пассажирские перевозки по регулируемым тарифам хотят освободить от НДС
Поправки Минфина могут вступить в силу в феврале 2018 года
РЖД-Партнер

Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта скорректируют под волгоградский скоростной трамвай

Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта скорректируют под волгоградский скоростной трамвай
Внесение изменений в существующий Федеральный закон потребовала специфическая инфраструктура подземного электротранспорта.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум

Устав железнодорожного транспорта предусматривает ответственность не только перевозчика, но и отправителей (получателей) грузов, за убытки, возникшие на сети по их вине в случае аварийных ситуаций при перевозках. В Минтрансе предложили поправку в закон, дополняющую этот список строкой о компенсации расходов перевозчику в связи с отцепкой вагонов в ТОР. Поможет ли это укрепить безопасность на сети РЖД?

50 50
Нет, это мало что изменит
25 25
Да, это поможет укрепить безопасность на сети
25 25
Воздерживаюсь от ответа
Все опросы
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions