RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.08.2016 13:14:10
РЖД-Партнер

В будущее смотрим с оптимизмом

В этом году Московскому государственному университету путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) исполняется 120 лет. В преддверии юбилея ректор ведущего транспортного университета Борис Лёвин рассказал о деятельности вуза, перспективах и условиях развития отраслевого образования, определяющих повышение качества подготовки специалистов для транспорта.  

Делимся лучшим
– Борис Алексеевич, каких специальностей, на Ваш взгляд, сейчас не хватает транспортной отрасли?
– Прежде всего, это логистика, инженерная экономика, экология, транспортное право. Выделил бы и специальности, связанные с подготовкой технологов и конструкторов современного подвижного состава. Транспортное машиностроение – на это обратил внимание Президент России – сегодня отстаёт в этом плане. Одной из причин считаем передачу в 30-х годах прошлого века конструкторского и технологического направлений из транспортных вузов в вузы общего машиностроения. Полагаем, что подготовку транспортных машиностроителей надо вернуть в отраслевые вузы. В МИИТ открыты такие направления подготовки, причём лекции нашим студентам читают руководители и специалисты ведущих компаний мира в области высокоскоростного движения: «Альстом», «Сименс» и др.
МИИТ, который в этом году отмечает и 80-летие международной деятельности, очень активно сотрудничает с ведущими вузами и предприятиями Болгарии, Вьетнама, Германии, Испании, Китая, Франции (всего 143 партнёра из 44 стран). В 2015-2016 гг. университет посетили и выступили с лекциями послы 15 стран.
– Говоря о международном сотрудничестве, нельзя не затронуть вопрос системы обмена студентами. Как она действует в МИИТ?
– Наиболее тесное взаимодействие налажено с Китаем. В рамках программы «Двойной диплом» мы отбираем студентов в специальные группы, которые, помимо основной программы, изучают языки: российские студенты – китайский, а студенты из КНР – русский. Наши студенты осваивают китайский язык на уровне, необходимом для обучения в Китае, и на втором и третьем курсах учатся в Даляньском университете информатики Китая, к четвёртому курсу они возвращаются домой для продолжения учебы. Диплом готовят под руководством двух специалистов: китайского и российского. Аналогичная схема действует и для студентов из КНР. В этом году состоялся первый выпуск, и могу сказать, что, к примеру, логисты со знанием двух языков сейчас очень востребованы.
Активно сотрудничаем и с одним из старейших французских вузов – Национальной школой мостов и дорог. На протяжении 4 лет его выпускники приезжают на преддипломную практику в МИИТ. Это хороший опыт и для нас. В этом году была заказана практика по строительству железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Конечно, возник вопрос: зачем это нужно Франции? Оказывается, они планируют принимать участие в российских конкурсах на подобное строительство. Студенты МИИТ также ездят на практику во Францию, как правило, между третьим и четвёртым курсом. С другими странами также эффективно сотрудничаем, но уже в других форматах.
Под одной крышей
– В последнее время в России достаточно много говорится о создании Национального университета транспорта, который объединит несколько вузов различных видов транспорта. Чем обусловлена такая идея?
– Объединение транспортных вузов – требование времени. Путь к объединению начался в 2011 году, когда Владимир Владимирович Путин посетил МИИТ, но тогда не удалось решить некоторые организационные вопросы. Сейчас есть соответствующее решение Минтранса России. Возможно, что в будущем появится крупный вуз со специализированными институтами по всем видам транспорта, а также межвидовые институты с преподаванием логистики, транспортной безопасности, права, экономики, экологии и т.д. Как показывает практика, специалистов-транспортников нужно готовить «на одной студенческой скамье».
Атмосфера общетранспортного вуза формирует мышление, свойственное восприятию единого транспортного комплекса (страны, мира), и тем самым обеспечивает эффективное взаимодействие при организации смешанных перевозок. Минтранс России активно работает над созданием объединённого вуза.
– Как действует в МИИТ система повышения квалификации работников?
- Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО). МИИТ реализует 480 программ ДПО. Ежегодно на базе головного вуза и его филиалов проходят переподготовку и повышение квалификации до 60 тыс. руководителей, специалистов и рабочих кадров транспорта, транспортного строительства и других областей экономики. МИИТ имеет лицензию на реализацию программ МБА. И нужно отдать должное – эта форма подготовки кадров весьма востребована.
Разумеется, приоритетная ориентация вуза в сфере ДПО – наш главный стратегический партнёр ОАО «РЖД».
Характерно, что повышение квалификации является эффективным инструментом проведения корпоративной политики ОАО «РЖД». Возвращаясь с курсов, специалисты доносят полученную информацию до своих коллег. В регионах мы также используем дистанционные методы обучения и локальную систему повышения квалификации в отраслевых вузах.
– Сотрудничает ли университет с Корпоративным университетом ОАО «РЖД»?
– Конечно сотрудничаем и считаем, что этот университет в определённом смысле «вырос» из структурного подразделения МИИТ – Российской академии путей сообщения. Поэтому использование базы железнодорожных университетов при создании региональных подразделений Корпоративного университета ОАО «РЖД» вполне целесообразно.
Что особенно нужно
– Каковы сегодня основные проблемные вопросы для дальнейшего развития транспортного образования?
– Когда железнодорожные вузы были в системе МПС, не было проблем с передачей современного оборудования для обучения. После реформирования железнодорожной отрасли возникла проблема обновления учебно-научной базы вузов.
При этом, например, у коллег-авиаторов средства на приобретение оборудования предусмотрены бюджетом. У железнодорожников этого нет. Надеемся, что этот вопрос будет решён в рамках Национального университета транспорта.
– Что, на Ваш взгляд, нужно изменить для того, чтобы обеспечить более качественную подготовку специалистов?
– Думаю, нужно дать больше свободы вузам. К сожалению, в последние годы система образования излишне зарегулирована. Кроме этого, надо разгрузить преподавателей от чрезмерной «бумажной» работы и, разумеется, сделать их труд более творческим и мотивированным.
Но мы не уповаем только на помощь государства. Понимаем, что многое зависит от самих вузов. Отмечу, что 70 процентов доходов МИИТ приносит внебюджетная деятельность. У нас достаточный ресурсный потенциал. Так что в будущее в год 120-летия смотрим с оптимизмом
Но главное в том, что повышение качества подготовки транспортников – важнейшая федеральная задача. И мы её решим более убедительно при поддержке государства и бизнеса.

Александра Можаровская
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions