По данным аналитического центра "Русагротранс", доля России в поставках зерна на мировой рынок с июля 2008 года по июль 2009 года составила 14%. Больше пшеницы и ячменя на мировой рынок поставляет только США (17%). Третье место занимает Украина - 12,4% (19 млн тонн зерна), за ней следует Канада с 12% рынка.
Россия экспортировала 21,2 млн тонн зерна, включая 18 млн тонн пшеницы и 3,2 млн тонн ячменя. До этого рекордным по объемам экспортных поставок был 2002-2003 зерновой год, когда объемы экспорта пшеницы и ячменя из России составили 18 млн тонн. В остальные годы с момента начала экспортных поставок зерновых в 2001 году ежегодные объемы не превышали 12-13 млн тонн.
В 2007-2008 зерновом году Россия занимала на мировом рынке поставок пшеницы и ячменя 10% с 13,4 млн тонн.
Крупнейшим рынком сбыта российского зерна стали Египет - 5,4 млн тонн (24,5%), Турция - 2,4 млн тонн (10,9%), Саудовская Аравия - 1,5 млн тонн (6,8%).
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме экспорта из России составила 43%, или 9,5 млн тонн. По данным компании, с 2001 года железнодорожные перевозки зерна выросли втрое, а перевалочные мощность портов увеличилась до 20 млн тонн зерна в год с 8 млн тонн в 2001 году.
Порты Новороссийск и Туапсе, в направлении которых идут железнодорожные перевозки, обеспечили почти 50% экспорта, или 11,5 млн тонн, в том числе 10,9 млн тонн - Новороссийск. Около 6% экспорта приходится на станцию Самур (вывоз в Азербайджан) - 1,3 млн тонн.
"В начавшемся сезоне 2009/10 валовой сбор хоть и уменьшится, но весьма вероятно будет на высоком уровне - 94-98 млн тонн. Это означает, что при удачной конъюнктуре и поддержке экспорта со стороны государства Россия вполне может довести свою долю на рынке пшеницы и ячменя до 15%, оставив за собой второе место на мировом рынке", - полагает первый заместитель гендиректора "Русагротранса" Олег Рогачев.
По его словам, экспортные железнодорожные перевозки в текущем сезоне могут возрасти с 9,5 млн тонн до 11 млн тонн. "Чтобы и в дальнейшем удерживать на зерновом рынке ведущие позиции, необходима полная модернизация всей железнодорожной и портовой инфраструктуры", - добавил О.Рогачев, отметив, что "Русагротранс" инвестирует в текущем году в развитие около 4 млрд руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.