– Алексей Владимирович, как известно, в мае 2016-го президент России Владимир Путин распорядился остановить работу десяти особых экономических зон страны ввиду их низкой экономической эффективности. В связи с этим нельзя не спросить, в чем секрет успеха вашей ОЭЗ?
– Нам в большей степени повезло, т.к. мы изначально были обеспечены деньгами. Во-вторых, у нас сразу подобралась команда, которая способна реализовать этот проект. Помогла и огромная настойчивость со стороны региональных властей и лично губернатора. Плюс Минэкономразвития всегда оказывало поддержку и сопровождало нас. Вот основные факторы, если коротко.
– Ваши коллеги сходятся во мнении, что так называемый отбор ОЭЗ в России уже состоялся. Выходит, в ближайшие годы ни чью деятельность больше не остановят?
– Я не отвечаю за все особые экономические зоны в стране. Но, например, глядя на другие ОЭЗ, работающие рядом с нами, могу сказать, что это очень надежные команды людей с достойными показателями. И они совершенно точно никогда не будут закрыты и продолжат демонстрировать хорошие результаты. А те, кто не смог выполнить свои задачи, с течением времени из обоймы уже выпали.
– Ваша ОЭЗ, учитывая ее приближенность к «АвтоВАЗу», наверняка связана с автомобильным транспортом?
– Да, связана. Изначально наша стратегия была такая: на первом этапе к нам заходили автокомпонентные компании, поскольку мы близко – буквально в 1 км – расположены к производственным цехам «АвтоВАЗа» (теперь следует говорить уже об альянсе Renault-Nissan и GM-АвтоВАЗе). Логистика диктовала свои условия. Но со временем пошел кризис – мы увидели другие тенденции. Во-первых, все автокомпонентные компании, которые зашли к нам и считали своим основным потребителем «АвтоВАЗ», начали из-за валютных разниц ориентироваться на экспорт. И это очень хорошо, т.к. компании обеспечили себе живучесть, благодаря чему мы наращиваем обороты и вносим свой вклад в общую долю экспорта страны. Вторая тенденция заключалась в том, что вслед за автокомпонентными пришли компании, не связанные с автомобилестроением. Здесь мы уже выполняем функцию диверсификации. В частности, в этом году запускаем две компании из других отраслей.
– Говоря о новых трендах развития ОЭЗ в стране, какие очевидные плюсы и минусы можете выделить?
– Сейчас происходит перезапуск. Проект получает развитие на новом уровне. Причем развитие революционное и поступательное, что остается только приветствовать. Минусы, конечно, есть, но они все проанализированы и широко опубликованы. Главное здесь в том, что Минэкономразвития сделал правильные выводы – болезни детского периода признаны и активно исправляются. И это можно считать самым большим достижением за десятилетнюю историю ОЭЗ в России. А основные плюсы в том, что особые экономические зоны, в первую очередь промышленно-производственного типа, являются оплотом для локализации производств и импортозамещения. Они эту функцию выполняют, соответствующая инфраструктура имеется. Говорю не только про «Тольятти», но и про «Алабугу», «Липецк», «Моглино», «Титановую долину», которые серьезно набирают обороты. Названные площадки являются универсальными и позволяют в очень короткий период при низких капитальных затратах развернуть любое производство, чем и интересны стране в свете задач по импортозамещению.
Беседовал Степан Ратников
Фото Степана Ратникова
Автор: Алексей Пахоменко, гендиректор ОЭЗ ППТ «Тольятти»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.