+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2016 10:28:39
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Российская продукция вытесняет импорт

Политика импортозамещения, которую проводит ОАО «РЖД», принесла в 2015–2016 гг. ощутимые результаты. Об этом было сказано в рамках Недели РЖД, которая проходит в Санкт-Петербурге.
Политика импортозамещения, которую проводит ОАО «РЖД», принесла в 2015–2016 гг. ощутимые результаты. Об этом было сказано в рамках Недели РЖД, которая проходит в Санкт-Петербурге.
Актуальная задача
«Доля отечественной продукции в ОАО «РЖД» сегодня составляет 76%. В ходе реализации программы по импортозамещению в 2015 году нам удалось добиться снижения закупки зарубежной продукции на 4%. В планах на 2016-й – сокращение импорта еще на 7,7%», – отметил главный инженер Октябрьской железной дороги Валерий Танаев на пленарном заседании, где представители ОЖД обозначили основные направления, по которым намерены работать с потенциальными поставщиками.
Затем работа была продолжена в формате круглого стола, на котором эксперты обсудили вопросы импортозамещения. Как уточнила начальник отдела комплектации и оборудования Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Наталья Ловчикова, основной задачей программы импортозамещения ОАО «РЖД» является плановый переход от использования иностранной продукции к применению российской, а также снижение доли импортных комплектующих в готовых изделиях.
Программа импортозамещения закупаемой ОАО «РЖД» продукции рассчитана на 2015–2020 гг. (см. распоряжение № 192 от 30.03.2015 г.). Недавно она была актуализирована (см. распоряжение № 3143р от 30.12.2015 г.). При этом были проведены оценки текущего состояния локализации ключевых изделий, закупаемых ОАО «РЖД», и расширена номенклатура импортозамещения в сторону увеличения доли отечественной продукции в закупках ОАО «РЖД» по отношению к 2015 году. В 2016–2018 гг. предполагается весьма существенно повысить уровень локализации производства на территории РФ, отметила Н. Ловчикова.
Свое оборудование и светит лучше
На круглом столе приводились конкретные варианты импортозамещения в рамках успешных проектов. Один из них – использование взамен импортных путевых машин Plasser & Theurer и Cummins российской техники производства «Вест-Тер», «Калугапутьмаш» и Кировского машзавода 1 Мая. Причем в качестве достижения можно привести и то, что двигатели на них также установлены отечественные – от «Электросилы» и КАМАЗа. Ранее нередко в российской путевой технике монтировали зарубежные приводы.
Другой пример – приобретение вместо осветительных систем Philips, Osram продукции российских компаний: ламп дневного света «Лисма», а также светодиодных приборов целого ряда отечественных поставщиков, которые были проверены на качество и санитарные нормы в лабораториях отраслевыми учеными. В итоге появилась телеграмма ОАО «РЖД» № 7058/Цтех от 29.07.2015 г., где разъяснялось, где и какие светодиоды могут применяться. В список производителей, в частности, вошли заводы «Светлана-ОЭ», «Эколайт», «Энергоспецстрой», «Доломант-Т», «Лед-Эффект», «ЭнергоСтандарт», «Оптимум» и «БЛ Трейд». И круг поставщиков может быть расширен. Так, например, в Санкт-Петербурге было представлено еще несколько заводов, которые готовы предложить даже более выгодные условия, чем некоторые из уже заключивших договоры с ОАО «РЖД» компаний.
Не менее важным моментом, по словам заместителя начальника Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Евгения Ефимова, стал отказ от поставок электроинструментов под торговыми марками Hammer и Makita в пользу продукции российского завода «Интерскол». Сейчас ведется замена ручного инструмента Unior и Gedore. Дело в том, что доля именно этой номенклатуры в импортных закупках ранее была особенно велика. В ближайшие 5 лет она должна существенно сократиться.
Среди других направлений импортозамещения назывались проекты в сфере поставок материалов верхнего строения пути (один из свежих примеров – отказ от рельсовых скреплений для скоростных магистралей Pandrol, которые заместила продукция ООО «Холдинг АРС») и химической продукции (вместо защитных кремов для рук Herwe теперь закупаются изделия российского завода «Чистая планета»).
Инновации подружили железнодорожников и нефтяников
ОАО «РЖД» не только стремится закупать товары на внутреннем рынке, но и само может входить в программы импортозамещения других предприятий. «В частности, ранее определенную долю масел, лубрикантов, смазок закупали у Shell, Castrol и Mobil. Теперь эту продукцию практически целиком замещает завод «Интесмо», открытый в 2014 году в Волгограде», – рассказала заместитель начальника отдела топливно-энергетических ресурсов Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Инна Щитинская. Это совместное производство ПАО «Лукойл» и ОАО «РЖД».
По распоряжению ОАО «РЖД» «Росжелдорснаб» с IV квартала 2015 года начал заменять смазочными маслами с брендом «Лукойл» их импортные аналоги в подразделениях холдинга и ДЗО в пределах выделенных лимитов финансирования. Перед этим целый ряд зарубежных производителей техники (в том числе Volvo, Renault, MB-Approval, Ford) одобрили такую замену. Такое же решение приняли и отечественные машиностроители (ПАО «КАМАЗ», ТМЗ, «Автодизель»).
Для примера: в результате импортозамещения доля заказов зарубежных масел и смазок в общей стоимости закупаемых масел и смазок на полигоне ОЖД снизилась с 5,1% в 2015 году до 2,7% в 2016-м.
«В структуре закупок у нас остались только такие средства, как синтетическая гидравлическая жидкость Total для уникальной путевой машины АHМ-800. Она меняет подбалластный слой, не снимая рельсошпальной решетки с железнодорожного полотна. Без нее пока не обойтись при модернизации участков, где намечено повысить скорость «Сапсана» до 250 км/ч. Одно из обязательных требований к такой жидкости – биоразлагаемость. Это необходимо в связи с тем, что жидкость по технологии попадает в окружающую среду. Соответственно, замены импорту по этой позиции пока еще нет», – уточнила И. Щитинская. По ее словам, разница в цене продукции ПАО «Лукойл» с зарубежными аналогами в среднем составляет 46%. За счет этого образуется существенная экономия для ОАО «РЖД».
Нет предела совершенству
На заседании круглого стола был обозначен целый ряд направлений, по которым в ОАО «РЖД» ждут новых решений в сфере импортозамещения. В частности, компания крайне заинтересована в отечественных IT-разработках. В этом направлении в ОАО «РЖД» намерены усилить партнерство с российскими компаниями.
Однако, как ни странно, в некоторых сегментах рынка отечественные поставщики не слишком стремятся проявить инициативу и даже отказываются от участия в тендерах. Например, Ижевский радиозавод отказался участвовать в последних тендерах на поставку продукции для нужд холдинга. Это указывает на то, что в данном направлении многим предприятиям еще предстоит поработать. Иначе они рискуют упустить выгодные предложения и уступить позиции конкурентам.
Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions