+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2016 10:28:39
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Российская продукция вытесняет импорт

Политика импортозамещения, которую проводит ОАО «РЖД», принесла в 2015–2016 гг. ощутимые результаты. Об этом было сказано в рамках Недели РЖД, которая проходит в Санкт-Петербурге.
Политика импортозамещения, которую проводит ОАО «РЖД», принесла в 2015–2016 гг. ощутимые результаты. Об этом было сказано в рамках Недели РЖД, которая проходит в Санкт-Петербурге.
Актуальная задача
«Доля отечественной продукции в ОАО «РЖД» сегодня составляет 76%. В ходе реализации программы по импортозамещению в 2015 году нам удалось добиться снижения закупки зарубежной продукции на 4%. В планах на 2016-й – сокращение импорта еще на 7,7%», – отметил главный инженер Октябрьской железной дороги Валерий Танаев на пленарном заседании, где представители ОЖД обозначили основные направления, по которым намерены работать с потенциальными поставщиками.
Затем работа была продолжена в формате круглого стола, на котором эксперты обсудили вопросы импортозамещения. Как уточнила начальник отдела комплектации и оборудования Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Наталья Ловчикова, основной задачей программы импортозамещения ОАО «РЖД» является плановый переход от использования иностранной продукции к применению российской, а также снижение доли импортных комплектующих в готовых изделиях.
Программа импортозамещения закупаемой ОАО «РЖД» продукции рассчитана на 2015–2020 гг. (см. распоряжение № 192 от 30.03.2015 г.). Недавно она была актуализирована (см. распоряжение № 3143р от 30.12.2015 г.). При этом были проведены оценки текущего состояния локализации ключевых изделий, закупаемых ОАО «РЖД», и расширена номенклатура импортозамещения в сторону увеличения доли отечественной продукции в закупках ОАО «РЖД» по отношению к 2015 году. В 2016–2018 гг. предполагается весьма существенно повысить уровень локализации производства на территории РФ, отметила Н. Ловчикова.
Свое оборудование и светит лучше
На круглом столе приводились конкретные варианты импортозамещения в рамках успешных проектов. Один из них – использование взамен импортных путевых машин Plasser & Theurer и Cummins российской техники производства «Вест-Тер», «Калугапутьмаш» и Кировского машзавода 1 Мая. Причем в качестве достижения можно привести и то, что двигатели на них также установлены отечественные – от «Электросилы» и КАМАЗа. Ранее нередко в российской путевой технике монтировали зарубежные приводы.
Другой пример – приобретение вместо осветительных систем Philips, Osram продукции российских компаний: ламп дневного света «Лисма», а также светодиодных приборов целого ряда отечественных поставщиков, которые были проверены на качество и санитарные нормы в лабораториях отраслевыми учеными. В итоге появилась телеграмма ОАО «РЖД» № 7058/Цтех от 29.07.2015 г., где разъяснялось, где и какие светодиоды могут применяться. В список производителей, в частности, вошли заводы «Светлана-ОЭ», «Эколайт», «Энергоспецстрой», «Доломант-Т», «Лед-Эффект», «ЭнергоСтандарт», «Оптимум» и «БЛ Трейд». И круг поставщиков может быть расширен. Так, например, в Санкт-Петербурге было представлено еще несколько заводов, которые готовы предложить даже более выгодные условия, чем некоторые из уже заключивших договоры с ОАО «РЖД» компаний.
Не менее важным моментом, по словам заместителя начальника Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Евгения Ефимова, стал отказ от поставок электроинструментов под торговыми марками Hammer и Makita в пользу продукции российского завода «Интерскол». Сейчас ведется замена ручного инструмента Unior и Gedore. Дело в том, что доля именно этой номенклатуры в импортных закупках ранее была особенно велика. В ближайшие 5 лет она должна существенно сократиться.
Среди других направлений импортозамещения назывались проекты в сфере поставок материалов верхнего строения пути (один из свежих примеров – отказ от рельсовых скреплений для скоростных магистралей Pandrol, которые заместила продукция ООО «Холдинг АРС») и химической продукции (вместо защитных кремов для рук Herwe теперь закупаются изделия российского завода «Чистая планета»).
Инновации подружили железнодорожников и нефтяников
ОАО «РЖД» не только стремится закупать товары на внутреннем рынке, но и само может входить в программы импортозамещения других предприятий. «В частности, ранее определенную долю масел, лубрикантов, смазок закупали у Shell, Castrol и Mobil. Теперь эту продукцию практически целиком замещает завод «Интесмо», открытый в 2014 году в Волгограде», – рассказала заместитель начальника отдела топливно-энергетических ресурсов Санкт-Петербургской дирекции материально-технического обеспечения Инна Щитинская. Это совместное производство ПАО «Лукойл» и ОАО «РЖД».
По распоряжению ОАО «РЖД» «Росжелдорснаб» с IV квартала 2015 года начал заменять смазочными маслами с брендом «Лукойл» их импортные аналоги в подразделениях холдинга и ДЗО в пределах выделенных лимитов финансирования. Перед этим целый ряд зарубежных производителей техники (в том числе Volvo, Renault, MB-Approval, Ford) одобрили такую замену. Такое же решение приняли и отечественные машиностроители (ПАО «КАМАЗ», ТМЗ, «Автодизель»).
Для примера: в результате импортозамещения доля заказов зарубежных масел и смазок в общей стоимости закупаемых масел и смазок на полигоне ОЖД снизилась с 5,1% в 2015 году до 2,7% в 2016-м.
«В структуре закупок у нас остались только такие средства, как синтетическая гидравлическая жидкость Total для уникальной путевой машины АHМ-800. Она меняет подбалластный слой, не снимая рельсошпальной решетки с железнодорожного полотна. Без нее пока не обойтись при модернизации участков, где намечено повысить скорость «Сапсана» до 250 км/ч. Одно из обязательных требований к такой жидкости – биоразлагаемость. Это необходимо в связи с тем, что жидкость по технологии попадает в окружающую среду. Соответственно, замены импорту по этой позиции пока еще нет», – уточнила И. Щитинская. По ее словам, разница в цене продукции ПАО «Лукойл» с зарубежными аналогами в среднем составляет 46%. За счет этого образуется существенная экономия для ОАО «РЖД».
Нет предела совершенству
На заседании круглого стола был обозначен целый ряд направлений, по которым в ОАО «РЖД» ждут новых решений в сфере импортозамещения. В частности, компания крайне заинтересована в отечественных IT-разработках. В этом направлении в ОАО «РЖД» намерены усилить партнерство с российскими компаниями.
Однако, как ни странно, в некоторых сегментах рынка отечественные поставщики не слишком стремятся проявить инициативу и даже отказываются от участия в тендерах. Например, Ижевский радиозавод отказался участвовать в последних тендерах на поставку продукции для нужд холдинга. Это указывает на то, что в данном направлении многим предприятиям еще предстоит поработать. Иначе они рискуют упустить выгодные предложения и уступить позиции конкурентам.
Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions