+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.02.2022 16:45:07
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Финансовый рынок РФ упал. Имеет ли он шансы подняться?

Спад на финансовом рынке РФ 24 февраля эксперты назвали худшим днем после 2008 года: ценные бумаги в РФ и рубль упали на фоне обострения ситуации вокруг Украины. Чего ждать дальше инвесторам?
Вчера у банкоматов наблюдались очереди за наличными. Они появились, во-первых, на фоне известий о потере российским фондовым рынком на Лондонской бирже суммарно $150 млрд. Во-вторых, ряд банков разослали автодилерам письма о приостановке выдачи автокредитов. В-третьих, тревогу подогрели высказывания депутата Госдумы от КПРФ Николая Арефьева о том, что накопления могут конфисковать. В-четвертых, сложности возникли из-за технических сбоев в сервисах некоторых банков. Клиенты ряда брокерских приложений в России испытали проблемы с выполнением заявок на проведение операций с российскими акциями. Например, пользователи инвест-копилки Тинькофф не могли зайти в систему. Ряд пользователей столкнулись с аналогичными проблемами при входе в приложение «Сбербанк Инвестиции». Приложение «БКС Инвестиции» хотя и работало, но по некоторым компаниям заявок на покупку в стакане не было.

После этого в одних банках стали разъяснять клиентам, что в это время проводились стресс-тесты, а в других сослались на приостановку торгов на Санкт-Петербургской бирже и временное отсутствие предложений на Московской бирже.

Как выяснилось, на биржах сработали технические ограничители. Иными словами, сработали повышенные залоговые требования на биржах. Это сильно ударило по тем инвесторам, кто использовал кредитное плечо, они попали на серьезные маржин-коллы. Часть бумаг ушли. Цены сложились неадекватные: одни и те же акции на Московской бирже и в США могли отличаться на 50%. Любой закрытый лимит вызывал падение. Возник хаос. Биржи стали периодически останавливать торги. Сейчас этот этап пройден.

Страхи стали спадать после того, как правительство России заявило о введении мер по защите финансовых рынков и крупнейших российских компаний от санкций и иных угроз. Было заявлено, что для этого проводились имитационные моделирования последствий введения санкций. И стало понятным, что имелось в виду, когда банки ссылались на некие стресс-тесты.

В ЦБ разъяснили, что в ближайшие недели аукционы по размещению ОФЗ будут приостановлены в связи с пересмотром их графика. Для этого на едином казначейском счете федерального бюджета зарезервировано более 4,5 трлн руб.

Появились сообщения о том, что ЦБ стал продавать валюту для стабилизации курса рубля. К вечеру стало известно, что США только ограничат импорт высокотехнологичной продукции в РФ на 50%, но Россию не отключат от SWIFT. Отметим, что, помимо SWIFT, есть и другие инструменты платежей за товары. Просто они будут проходить медленнее, что неудобно прежде всего самим мировым биржам.

Для сохранения стабильности на финансовом рынке ЦБ предписал приостановить короткие торги на биржевом и внебиржевом рынках. Кроме того, намечено усилить мониторинг банков на исполнение рекомендаций по пресечению дропперских операций (борьба с онлайн-казино и лотереями). Ужесточится контроль за использованием сервисов p2p-переводов для непрозрачных операций. В 2021 году объем операций card2card составил 4,7 трлн руб. в месяц. В то же время ВВП России составил 130,8 трлн руб. за тот же год.

Эти меры помогли удержать курс рубля к доллару в запланированном ЦБ диапазоне. А индексы некоторых ценных бумаг сменили красный цвет на зеленый, хотя в целом суммарный результат на биржах сохранился на удручающе низком уровне.

Впрочем, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что рубль и в дальнейшем будет потихоньку немного отыгрывать свое падение от доллара.

Тем не менее санкции ощутимо ударили по российскому финансовому рынку. Приведем для примера те последствия, которые коснулись непосредственно транспортной отрасли.

Под запрет попали ряд российских банков. А вместе с ними – и ряд обслуживаемых их дочерними структурами лизинговых компаний. В частности, ООО «ПСБ Лизинг», на балансе которого оказалось пять морских судов под российским флагом.

В условиях санкционного давления на ВЭБ.РФ отложен вопрос о его вхождении в уставный капитал ОАО «РЖД». Соответственно «ВЭБ-лизинг» обслуживал пополнение парка самолетов отечественным авиаперевозчикам, в том числе «Аэрофлоту». И они теперь – в списке пострадавших.

Запрет на привлечение капитала через выпуск долга/акций распространили на ряд российских компаний, начиная с «Газпрома» и «Газпром нефти». Однако в этот список попали также «Совкомфлот» и РЖД.

Приложения ПСБ удалены из App Store. Одно из них стало недоступным и в Google Play Store. При этом можно проводить онлайн-операции в интернет-банке и ранее установленных приложениях. Как следует из СМС, присланных клиентам, карты ПСБ в платежных системах Visa и Mastercard работают в POS-терминалах и банкоматах на всей территории России. Ограничения могут коснуться только обслуживания счетов, которые имеются за рубежом. Соответственно оттуда рекомендовано снять средства.

От других банков стали поступать заверения, что они работают в штатном режиме. В частности, ВТБ не отказывается от проведения валютных расчетов, сообщила пресс-служба банка. Однако банк разослал клиентам-юрлицам письмо с рекомендацией временно не проводить любые операции в долларах и евро с лицами, находящимися на территории США и Евросоюза.

Ответ на этот вопрос сейчас ищут аналитики. Сегодня свой ответ искали на вебинаре, который провела ГК «Атон». Если обобщить сказанное, то можно констатировать, что ситуация прояснилась. Основной фактор, который будет влиять на фондовый рынок, – глобальная постковидная инфляция. В США она достигла 7,5% на начале 2022 года.

Соответственно санкций, которые затронут сырьевой сектор РФ, бояться не следует: это колоссально подстегнет инфляцию, поэтому в США на подобные меры не отважились. Акцент сместили на персональные санкции. Но ничего такого, что будет мешать экспорту сырья из РФ, не появилось.

В США смогли решить за счет санкций РФ некоторые свои внутренние вопросы: сложившаяся ситуация на глобальном рынке привела к росту американских индексов на фоне падения европейских голубых фишек. Произошел подъем внутренней экономики. Невероятно, но это так: количество вакансий на рынке труда США превысило предложение рабочих рук. Так что в США вполне удовлетворились падением фондового рынка РФ, который с начала текущего года в среднем вырос более чем на 3–4%, а теперь ушел в глубокое пике.

Правда, оно оказалось меньше, чем ожидалось: российским бумагам значительную поддержку оказала их высокая дивидендная доходность. Например, в металлургическом секторе. К примеру, у НЛМК она оказалась на уровне 22%, а это составляет четверть дохода инвесторов, это показалось им интересным. Поэтому сейчас происходит движение не только вниз, но и вверх. В последнем случае тон стали задавать сырьевые компании.

Если вчера огромное большинство игроков хотели срочно продать российские ценные бумаги, то сегодня часть внутренних инвесторов уже ведут себя иначе. У кого есть деньги, проявили интерес к покупкам подешевевших активов. Однако по-прежнему сильное давление на рынок оказывают зарубежные игроки, которые не хотят рисковать.

Итак, фондовый рынок не парализован. И это позитивная весть. Но рынок еще долго останется волатильным, поскольку одни игроки из него выходят, а другие диверсифицируют свои портфели.

Многие постараются увеличить долю компаний сырьевого сектора и сократить долю банков. Наиболее пострадавшими игроки сочли Сбер, которому запретили операции в валюте. Хуже других оказалась ситуация у ВТБ: после 26 марта эмитент может потерять активы за рубежом, но у него есть время, чтобы решить проблемы.

Сейчас для российских банков будет остро стоять вопрос сохранения доходности. Однако следует иметь в виду: по российским банкам в США дополнительные решения в США намерены принять в апреле текущего года. Поэтому интрига сохраняется.

В такой ситуации многие инвесторы видят выход в том, чтобы по максимуму вложиться в нефть, затем – в металл и добавить к ним немного ритейла. А ценные бумаги транспортных компаний сейчас оказались едва ли не на последнем месте с точки зрения наполнения портфеля.

Логика достаточно простая: ситуация в целом повторит 2014 год, когда произошло присоединение к РФ Крыма. Однако ожидается, что сейчас фондовый рынок РФ оправится быстрее: на противовесе у санкций – высокие цены на нефть и низкая долговая нагрузка на РФ.

Кроме того, прослеживается стратегия на усиление акцентов в товарообороте РФ со странами АТР. И не исключено, как предположили аналитики, что скоро придется следить за курсом рубль – юань с неменьшим вниманием, чем за курсом рубль – доллар.

Если санкции США подстегнут финансовый сектор в сторону сближения российского и китайского рынков, то соответственно должно усилиться внимание правительства РФ к развитию как Восточного полигона РЖД, так и морского плеча Транссиба и БАМа.

Прогноз для рубля в краткосрочной перспективе весьма утешительный: рубль поддержат не только покупка валюты со стороны ЦБ, но и экспортеры, которым для восполнения потерь от санкций (прямых и косвенных) придется активно продавать валюту.

Что касается транспортных компаний, то этот сектор сможет стабилизироваться позже других. Тем не менее в долгосрочной перспективе к нему могут проявить интерес. Например, сейчас положение «Аэрофлота» многим представляется удручающим, поскольку введены ограничения на полеты в другие страны. Однако это вопрос времени, поскольку РФ в ответ может закрыть транзит в небе над РФ, а этот путь для многих европейских авиакомпаний самый удобный. Облетать – дорого. А точечные ограничения для «Аэрофлота» не являются критичными.

Остаются также риски, связанные с вложениями в группы FESCO и Global Ports. Что касается евробондов ОАО «РЖД», то по старым выпускам ситуация по ним остается стабильной, но вот новые выпуски, по-видимому, подвисают. Особенно на фоне того, что в США обсуждают меры оказания санкционного давления на российскую железнодорожную сеть. Это может затронуть международные проекты ОАО «РЖД» и поставки для его нужд некоторых видов высокотехнологичного оборудования.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions