Кроме того, долгосрочность грузовых тарифов имеет смысл для рыка перевозок тогда, когда на такой же срок можно спланировать другие параметры и характеристики рынка: объемы и конфигурация перевозок, цена продукции на рынке, особенно внешнем, и некоторые другие. Ведь сложное уравнение рынка не решить, зная только один его параметр.
Поэтому долгосрочные тарифы возможны и необходимы в определенных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг. Для внутригосударственных перевозок массовых грузов по сопряженным сегментам (сырье – продукция переработки) важна долгосрочная предсказуемость тарифов в абсолютной величине. Экспортерам важно прогнозировать предельную величину доли транспортных затрат в конечной цене независимо от волатильности внешнего рынка. Наконец, для грузоотправителей, выбирающих между автотранспортом и железной дорогой, понимание того, что железнодорожные тарифы будут неуклонно расти вверх по формуле "инфляция минус 0,1%", будет играть не в пользу стальных магистралей. Потому что автоперевозчики ведут гибкую тарифную политику и сами устанавливают тариф, нужный конкретному клиенту в конкретной ситуации. Несвобода ОАО "РЖД" в определении не только тарифов, но и правил и особенностей перевозок в конкурентном сегменте никогда не будет играть в пользу железных дорог. Здесь фиксированный индекс тарифов не только не нужен, но и вреден. В этой связи цель совершенствования тарифной политики должна заключаться не только и не столько в ее долгосрочности, сколько в дифференциации механизмов регулирования и установления тарифов по основным перечисленным сегментам рынка. В существующем виде долгосрочная тарифная политика почти полностью лишена смысла – по каждому сегменту ее все равно придется пересматривать.
Автор: Александр Синев, генеральный директор ООО "Институт развития транспортных систем"
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.