+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.06.2016 15:40:18
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в мае-июне 2016 г.

НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор  железнодорожного рынка РФ в мае-июне 2016 г.

Погрузка: рост продолжился
В мае 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 102,9 млн т (+3,1% к маю 2015 г.).
Выросли к уровню прошлого года перевозки большинства грузов: угля (+3,5%), строительных материалов (+19,6%), железной руды (+10,1%), черных металлов (+1,7%), лесоматериалов (+18,8%) и лома черных металлов (+15,4%). Перевозки зерна, цветной руды и кокса остались на уровне прошлого года. Снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-10,8%), цемента (-3,6%). При этом падение перевозок нефтяных грузов обусловлено как их переориентацией на трубопроводный транспорт (добыча нефти за январь-май 2016 г. выросла почти на 3,3%), так и сокращением переработки.
За исключением перевозок нефти и нефтепродуктов суммарная погрузка растет последние 4 месяца в среднем на 5-6,5% год к году.
Грузооборот в мае 2016 г. составил 195,5 млрд т-км (+3,0%), достигнув рекордного значения за последние 15 лет.
Уголь: погрузка вновь установила рекорд
В мае погрузка угля на сети РЖД выросла на 3,5% к уровню прошлого года и составила 26,7 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 136,5 млн т угля, что на 3,9% выше уровня 2015 г.
Добыча угля в мае была выше уровня прошлого года на 5,5%, по данным Минэнерго, и на 6,1%, по данным Росстата.
В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 8,3%, а экспортные — на 2,9%. Грузопоток вырос в Китай (в 2,6 раза к уровню прошлого года), на Украину (в 1,7 раза), в Южную Корею (на 40%) и Индию (поставок в прошлом году почти не было).
Эксперты считают, что рост российских поставок угля в Китай частично обусловлен увеличением мировых цен на уголь. На начало июня 2016 г. рост цен на мировом рынке к декабрю 2015 г. составил 5-10% (в зависимости от региона). В таких условиях поставки из РФ выглядят более привлекательными. Экспорт российского угля в Китай вырос, в том числе, как компенсация выпавших объемов антрацита из КНДР, поставки из которой под запретом с апреля 2016 г.
Согласно майскому прогнозу Минэкономразвития России, в 2016 г. объем добычи угля увеличится на 0,8% к уровню 2015 г., внутреннее потребление угля — на 0,7%, а экспорт — на 1,3%.
В среднесрочной перспективе перевозки угля будут оставаться на текущем высоком уровне.
Нефть и нефтепродукты: спад продолжился
В мае погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 10,8% относительно уровня мая прошлого года и составила 18,1 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 97,8 млн т нефтяных грузов, что на 8,5% ниже уровня 2015 г.
Добыча нефти в мае была выше уровня прошлого года на 1,1%, по данным Минэнерго, и на 1,2%, по данным Росстата.
В мае внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов к уровню прошлого года сократились на 6%, а экспортные — на 18%. Основное падение вновь пришлось на транзит через Нидерланды: поставки ниже уровня прошлого года на треть. Кроме того, экспортные грузопотоки сократились в Беларусь (вдвое), а также в Турцию (поставки в страну практически прекратились). Выросли поставки в Италию (+14%), Южную Корею (в 1,9 раз) и Латвию (в 2,3 раза).
Согласно майскому прогнозу Минэкономразвития России в 2016 г. объем добычи нефти по целевому сценарию увеличится с 533,2 млн т в 2015 г. до 538 млн т (+0,9%), а объем поставок нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы незначительно снизится (-0,4% к 2015 г.).
В 2016 г. планируется ввод новых трубопроводных мощностей как для нефти, так и для нефтепродуктов. В первую очередь, стоит отметить 1-ый этап возведения магистрального нефтепровода Заполярье-Пурпе, который сможет обеспечить транспортировку 32 млн т нефти в год. Другой важнейший проект — строительство нефтепровода Куюмба-Тайшет пропускной способностью до 8,6 млн т нефти в год с завершением во второй половине 2016 г.
В текущем году также планируется реализовать 1-ый этап проекта увеличения поставок дизельного топлива на экспорт в направлении порта Приморск, который предусматривает увеличение объемов с 8,5 до 15 млн т/год.
Прогнозируется, что перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей.
Строительные грузы и цемент: восстановление продолжается за счет инфраструктурных объектов
В мае погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 19,6% к уровню прошлого года и составила 13,4 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 3,6% до 2,7 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 55 млн т строительных грузов (+21,3% к 2015 г.) и 9,7 млн т цемента (-6,8%).
В мае перевозки строительных материалов к уровню прошлого года выросли в Тюменскую (+65%), Новгородскую (в 2,2 раза), Оренбургскую (в 2 раза), Саратовскую (в 1,5 раза) и Белгородскую (в 2 раза) области.
Объем выдачи ипотеки в России за 4 месяца 2016 г. вырос в полтора раза по сравнению с таким же периодом прошлого года. По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, в первую очередь это связано с продлением правительственной программы субсидирования ипотечной ставки до 1 января 2017 г. Но на объемах ввода жилых площадей это решение пока не сказалось.
Минтранс РФ планирует нарастить строительство федеральных дорог в 2018-2020 гг. С началом кризисных явлений в экономике РФ строительство трасс стало сокращаться: в 2015 г. было построено всего 422 км дорог вместо изначально планируемых 652,5 км, что объясняется сокращением бюджета в 2015 г. со 129 млрд до 93,3 млрд руб., а также перевыполнением плана на 47,5 км в 2014 г. В новой версии проекта в текущем году планируется построить и реконструировать 360,3 км федеральных трасс (вместо планируемых в 2013 г. 734,2 км).
По прогнозам Минтранса, низкая активность растянется на три года. Но затем отрасль ждет прорыв: в 2018 г. должно быть построено втрое больше, чем в 2017 г., и еще почти в 2 раза больше в 2020 г.
Таким образом драйверами роста перевозок строительных материалов по-прежнему остаются проекты с государственной поддержкой. Восстановление отрасли до докризисного уровня может произойти не ранее 2017-2018 гг., но активный рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.
Черные металлы: экспорт пока не растет, несмотря на рост мировых цен
В мае погрузка черных металлов на сети РЖД выросла относительно уровня прошлого года на 1,7% и составила 6,1 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 29,9 млн т черных металлов, что на 2,1% ниже уровня 2015 г.
В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 1%, в то время как экспортные сократились на 6%. Продолжился рост перевозок в Италию (в 13 раз), Испанию (в 4 раза) и Египет (поставок в прошлом году почти не было). Часть грузопотока черных металлов по-прежнему доставляется в Турцию (около половины от уровня поставок в прошлом году, несмотря на санкции).
По данным Росстата, производство стали в мае выросло на 0,4%, проката черных металлов — на 1,6%.
С начала года на мировом рынке цены на черные металлы выросли в среднем на 25%. Эксперты связывают этот рост с введенными рядом стран импортными ограничениями для китайской и российской металлопродукции.
По майской оценке Минэкономразвития России, в 2016 г. не ожидается роста объемов производства черных металлов, а восстановление отрасли прогнозируется с 2017 г. с темпом роста +1-3%. При этом экспорт стальной продукции в 2016 г. вырастет незначительно, а внутреннее потребление сократится на 10%.
Дальнейший рост экспорта черных металлов из России затруднен из-за действующих ограничительных мер со стороны ЕС, несмотря на рост мировых цен на сталь, а также сокращение внутреннего спроса на черные металлы.
Железная и марганцевая руда: погрузка на рекордно высоком уровне
В мае погрузка руды на сети РЖД выросла на 10,1% относительно уровня прошлого года и составила 9,8 млн т, достигнув рекорда перевозок для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 45,7 млн т руды, что на 0,8% выше уровня 2015 г.
По данным Росстата, добыча руды в мае выросла на 3,2%.
В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 5%, а экспортные — на 25%. Основной рост экспорта пришелся на Китай (в 2 раза) и в Финляндию (в 3 раза), а также в Италию, тогда как в прошлом году поставки в страну не осуществлялись.
В текущих условиях вероятен рост экспортных перевозок железной руды вследствие стабилизации цен на ресурс и введения новых ограничений для российского экспорта черных металлов. Такие исходные могут привести к продаже дополнительных объемов железной руды за рубеж.
Зерно и продукты перемола: в ожидании нового урожая
В мае погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 1,0 млн т. В перевозках зерна наступил низкий сезон в преддверии нового урожая. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 7,6 млн т зерна, что на 12% выше уровня 2015 г.
В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 8%, а экспортные — на 7%. Основной прирост экспорта пришелся на Азербайджан (в 2 раза) и Монголию (поставок в прошлом году почти не было).
Согласно отчету министерства сельского хозяйства США, Россия стала мировым лидером по продажам пшеницы на экспорт (на 10 июня объемы России — 24,5 млн т, Канады — 22,5 млн т, США — 21,09 млн т). Всего же экспорт зерновых с 1 июля 2015 г. по 8 июня 2016 г. вырос на 12,3% до 33,0 млн т, следует из данных российского Минсельхоза.
Министерство повысило прогноз урожая зерна на 2016 г. до 106 млн т, что близко к рекордному урожаю 2008 г. — в 108,1 млн т.
Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов.
Химические и минеральные удобрения: перевозки сохраняются на рекордно высоком уровне
В мае погрузка удобрений на сети РЖД осталась на рекордно высоком за последние 15 лет уровне и составила 4,2 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 22,2 млн т удобрений, что на 4,1% выше уровня 2015 г.
В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 7%, в то время как экспорт сократился на 6%. Основное сокращение пришлось на Китай (-16%), Швейцарию (-33%) и Сирию (вдвое). Поставки удобрений из России нарастили США (в 1,5 раза), Бразилия (+14%) и ОАЭ (поставок не было в прошлом году).
По информации Минсельхоза, за период с 1 января по 23 мая 2016 г. сельхозпроизводители приобрели 1,6 млн т действующего вещества минеральных удобрений, что на 219,9 тыс. т или 17% больше, чем на соответствующую дату 2015 г. Накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков прошлого года) составляют 1,9 млн т, что на 272,6 тыс. т больше, чем на соответствующую дату 2015 г.
Несмотря на майское снижение экспортных перевозок, о долгосрочной тенденции говорить пока преждевременно. В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений останутся на текущем высоком уровне из-за выросшего спроса отечественных сельхозпроизводителей, а также благоприятных условий для российских компаний на мировом рынке.
Рынок замер в ожидании баланса парка вагонов
Источник данных о реализации подвижного состава — журнал «Рынок подвижного состава».
В мае 2016 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 2 815 ед., что на 39% выше мая 2015 г. и на 34% выше апреля 2016 г. Рост реализации в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к маю 2015 г. составил 38% (преимущественно за счет подвижного состава для нужд РЖД – платформ для перевозок пакетов рельсовых звеньев и хопперов-дозаторов), в сегменте вагонов нового поколения — 40%.
В сегменте вагонов нового поколения ситуация стабильна: 100% произведенных в мае полувагонов были инновационными. Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность. По данным майской статистики эксплуатации парка на тележке Барбер, средний грузооборот на 1 полувагон с увеличенной осевой нагрузкой составил около 511 тыс. т-км (+110% по сравнению с типовыми вагонами).
Списание за май сохраняется на высоком уровне: 9,4 тыс. вагонов, из них 4,3 тыс. — это полувагоны, при этом у 2,3 тыс. вагонов срок службы заканчивался в период со второго полугодия 2016 г. по 2020 г. Т.е. тенденция на ускоренное списание парка укрепляется. Суммарное списание за 5 мес. 2016 г. составило 56,1 тыс. вагонов (в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2015 г.).
Размер неисправного парка сократился до 98,7 тыс. ед. на конец мая. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД впервые упал ниже 1 млн вагонов — до 999 тыс. ед. Реальный профицит парка составил 104,6 тыс. ед. (из них полувагонов — 14 тыс. ед.).
Эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) не исключают постепенного восстановления лизингового сегмента железнодорожной техники. Его темпы будут зависеть от динамики списания старых вагонов, а также степени консолидации рынка и «переупаковки» лизинговых сделок в арендные. В совокупном количестве лизинговых сделок в 2016 г. доля лизинга железнодорожной техники прогнозируется на уровне 21%.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions