Операторы и грузовладельцы по-разному воспринимают информацию о влиянии на рынок возможного укрупнения АО «Первая грузовая компания». По мнению одних, это приведет к росту ставок и централизации. Другие указывают, что слияние необходимо ПГК для восполнения парка вагонов, а консолидация отрасли – это неизбежное продолжение реформирования операторского сегмента.
Напомним, что в конце прошлой недели в СМИ появилась информация о возможном объединение АО «ПГК» и ООО «УВЗ-Логистик». Сегодня UCL Rail, куда входит АО «ПГК», возглавляет первую тройку крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава. Второе и третье места в топе занимают соответственно АО «Федеральная грузовая компания» и Globaltrans Investment PLC. По итогам I полугодия 2015 года на долю трех крупнейших железнодорожных операторов приходится до 34% совокупного парка, находящегося в управлении операторских структур. В компаниях отказались от комментариев, однако представители рынка считают, что данная информация, скорее всего, верна.
Представители рынка по-разному отреагировали на перспективу укрупнения одного из операторов. В частности, в «УГМК-Транс» сообщили, что это может негативно отразиться на грузовладельцах. «Это приведет к диктату условий со стороны крупной компании и может стать причиной для дополнительного роста ставок», – считает генеральный директор «УГМК-Транс» Владимир Тарасенко. По его мнению, централизация рынка может явиться причиной усиления стагнации отрасли перевозок в связи с отсутствием финансовых возможностей для развития.
В небольших компаниях, в частности, в угольном сегменте произойдет перераспределение средств в пользу транспортных расходов и, соответственно, в ущерб новому оборудованию и технологиям. «Снижение цен на уголь и так существенно повлияло на дальнейшее развитие отрасли. По экспертному мнению, целый ряд небольших разрезов и так стоят на пороге банкротства», – отмечает В. Тарасенко. Безусловно, стороны придут к компромиссу, но переговоры и смена условий работы для грузовладельцев станут дополнительной причиной для снижения объемов.
Операторские компании не единодушны в своих прогнозах по поводу последствий слияния операторов для отрасли. С одной стороны, участники рынка считают, что данное укрупнение – это фактически спасательный круг для ПГК. «В связи с постановлением правительства и техническим регламентом Таможенного союза в этом году идет активное списание старых вагонов, значительная часть парка которых принадлежит АО «ПГК». Объединение с «УВЗ-Логистик» – это возможность восполнить потери и выполнить обязательства по сервисным контрактам перед грузовладельцами», – говорит один из источников на рынке. Реализация контрактов даст ПГК возможность сохранить свои позиции на рынке и свою нишу среди игроков отрасли.
Напомним, что списание парка старых вагонов началось еще в конце прошлого года, и почти сразу стало ясно, что данная мера сильнее всего ударит по ФГК, дочерней структуре ОАО «РЖД», а также ПГК. В июле прошлого года представитель оператора уже высказывал опасения, что парк холдинга может сократиться более чем на 20%.
С другой стороны, на рынке нет баланса между спросом на вагоны и ценой перевозки. По словам экспертов, даже списание подвижного состава, начавшееся в прошлом году, не сбалансирует отрасль в течение ближайших 2 лет. «Ситуация с профицитом подвижного состава привела к тому, что отрасль работает за гранью рентабельности. Текущая цена перевозки колеблется на уровне 300–400 руб. в сутки, что фактически не окупает операторские затраты», – говорят в одной из компаний. При этом, подчеркивают операторы, сейчас целый ряд небольших транспортников стоят на пороге банкротства. «Наиболее вероятно, что банки, которые являются лизингодателями таких вагонов, передадут их в операционное управление одного из крупных операторов рынка», – прогнозируют в операторских компаниях.
Мария Шевченко
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions