Уже четвертый день на российских дорогах работает система взимания платы за проезд по федеральным трассам. «Платон» озадачил и возмутил водителей большегрузных автомобилей. Однако решение принято, и каждый из участников рынка сегодня должен приспособиться к новым условиям работы.
Система взимания платы с транспортных средств максимальной разрешенной массой свыше 12 т в счет возмещения причиняемого ими вреда федеральным дорогам общего пользования «Платон» введена на всей протяженности федеральных дорог Российской Федерации. По концессионному соглашению с «РТ-Инвест транспортные системы» фиксировать нарушения должны система мобильного контроля (100 автомобилей) и система стационарного контроля (481 рамка).
В Минтрансе сообщили, что с 15 ноября оба вида контроля одновременно работают в Московской и Калужской областях, поскольку на первом этапе создано 20 рамок в указанных регионах. При этом не имеет значения, автомобиль или рамка фиксируют бесплатный проезд, так как для фиксации правонарушения достаточно и мобильного контроля.
Как пояснили в ведомстве, в течение 20 месяцев по всей стране построят еще более 460 рамок стационарного контроля. Их размещение будет учитывать интенсивность трафика, расположение дорожных развязок, а также эксплуатационное состояние трасс.
«Более 4 тыс. грузовиков зарегистрированы в системе «Платон». Еще 200 тыс. бортовых самописцев в данный момент распространяются по 118 офисам, расположенным по всей России», – рассказал на инженерно-практической конференции «Устойчивое развитие дорожно-транспортной отрасли и антикризисные меры» заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.
Отметим, чтобы не попасть под штрафные санкции, для пользователей системы «Платон» предусмотрено два способа оплаты проезда. Удобный инструмент – это маршрутная карта. Владелец транспортного средства может перед выездом на маршрут через интернет на сайте platon.ru оформить такую карту, указав не только начало и конец пути, но и от 3 до 10 промежуточных точек. Сделать это можно из любого места – из офиса, дома, с мобильного устройства. При этом перевозчик не обязан приобретать карту из расчета «туда-обратно» и возвращаться тем же маршрутом. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, пользователь может докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути в режиме онлайн на сайте platon.ru. «Оформляя данную услугу через интернет, перевозчик может тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не вызывает. Другой способ – использование бесплатного бортового устройства, которое ведет учет пройденных километров на основе данных ГЛОНАСС/GPS и рассчитывает фактический пробег по федеральной дорожной сети транспортного средства. Однако наличие данного оборудования для перевозчика не является обязательным требованием», – разъясняют в профильном ведомстве.
«Около 27% от общего потока грузовиков идет с нарушением весовых норм», – комментирует И. Астахов. По его мнению, никаких средств на поддержание сети автомобильных дорог России не хватит, пока транспортно-логистические компании работают с превышением весовых норм.
«Перевозки негабаритных тяжеловесных грузов во всех странах дорогие. А те нормы, которые установлены в РФ, и так превышают нормативы, которых придерживаются в других странах», – добавил он.
По словам И. Астахова, если в США допустимый вес грузового автомобиля составляет 26 т, то в России – 44 т, а нагрузка на ось – 8 и 11,5 т соответственно.
По данным Росавтодора, 56% от общего размера вреда, наносимого федеральным дорогам, наносят транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 т. Для сравнения: по состоянию на 2010 год общее количество транспорта, зарегистрированного в России, – 39 млн ед. (включая легковые и грузовые автомобили, автобусы). Из них массой свыше 12 т насчитывается около 1,5 млн ед., или менее 4% от общего количества.
Средства, собранные с владельцев 12-тонников в автоматическом режиме, будут направляться на ремонт и содержание федеральных трасс. Кстати, только за первый день работы в Федеральный дорожный фонд поступило 35 млн руб.
Однако, по мнению экспертов и участников рынка, новая система взимания платы с большегрузов требует доработки. Так, «ОПОРА России» выступила с инициативой перевести это на постоплату.
«Внедрение постоплаты за передвижение транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, которую предлагает комитет по транспорту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», снизит остроту вопроса для потребителей. Ускорить ее работу или внедрение наше предложение не может. Тем более что с точки зрения технических и организационных мероприятий система не зависит от порядка внесения платежей», – уверен председатель комитета по транспорту «ОПОРЫ России» Глеб Киндер.
Сегодня подготовлено письмо в правительство РФ на имя Дмитрия Медведева с инициативой рассмотреть предложения о послаблении экономических издержек, которые несут малые и средние предприниматели в результате введения данного законопроекта.
Однако от введения платы пока больше всего пострадали ритейлеры и их поставщики. Они ожидают коллапса с доставкой продуктов. Около 90% логистических партнеров ритейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые для работы в новой системе.
«Несмотря на обострение ситуации в сегменте автомобильных грузовых перевозок вряд ли дело дойдет до полной остановки их работы в стране. Все же часть владельцев большегрузных автомобилей уже зарегистрировались в системе взимания платы «Платон», а значит, будет кому перевезти грузы. Ведь конкуренция в данном сегменте транспортной отрасли высока, и мало кто из перевозчиков захочет терять клиентов», – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По его мнению, грузоотправителям по-прежнему важны скорость доставки и сохранность груза. Таким образом, законопослушные перевозчики могут получить преимущество перед теми, кто протестует против нового сбора. «Естественно, что если быстро разрешить ситуацию с его введением не удастся, грузоотправители могут переключиться на другие виды транспорта, в том числе и на железную дорогу», – полагает Д. Баранов.
Эксперты отмечают, что в таком случае они будут выбирать ускоренные контейнерные и контрейлерные перевозки.
«Наиболее логичным вариантом в случае с железной дорогой является развитие контрейлерных перевозок. При их использовании может быть достигнута почти такая же скорость доставки, как и при работе с автотранспортом, а также обеспечено максимальное удобство, поскольку груз будет доставлен именно туда, куда нужно грузоотправителю/грузополучателю», – пояснил эксперт.
Отраслевые аналитики полагают, что ускоренные контейнерные поезда могут нивелировать возникшие проблемы и взять на себя часть контейнерного грузопотока, который сегодня транспортируется автомобилями.
«Ускоренные контейнерные поезда имеют хороший шанс перетянуть на себя часть транспортировок, если сроки доставки до основных городов-миллионников будут совпадать со сроками доставки грузовым автомобильным транспортом с учетом подачи контейнера под загрузку и доставки до двери грузополучателя. Также важна стоимость. Все контракты на поставку между продавцами и покупателями товаров подписаны с учетом сложившейся на рынке себестоимости перевозки на 1 палето-место, которая сейчас, с учетом введенного налога, увеличивается на 5–10%, но не более», – считает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов.
По словам директора департамента маркетинговых коммуникаций ЗАО «Русская тройка» Дениса Сурнина, контейнерный поезд – это сочетание двух факторов: наличия груза на данном направлении, и самой железнодорожной инфраструктуры в регионах зарождения/погашения грузопотока. «Если грузовая база для контейнерного поезда будет концентрироваться пару месяцев, такой проект вряд ли будет успешен. К тому же многие регионы технологически не готовы к работе с регулярными поездными сервисами даже на уровне региональных центров», – добавляет Д. Сурнин.
Он отмечает, что в некоторых случаях переход с автотранспорта на железнодорожный не только может привести к удорожанию перевозки, но и негативно отразится на работе всей инфраструктуры, так как, скорее всего, значительно возрастет порожний пробег подвижного состава, а также простои платформ и контейнеров. «Но это не значит, что не стоит работать в данном направлении. Как раз в текущий момент железной дороге нужно перехватить инициативу и думать о встраивании в новую логистику в текущих рыночных условиях», – подчеркнул Д. Сурнин.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions