+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2015 14:08:03
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Платон: Всевидящее око

Уже четвертый день на российских дорогах работает система взимания платы за проезд по федеральным трассам. «Платон» озадачил и возмутил водителей большегрузных автомобилей. Однако решение принято, и каждый из участников рынка сегодня должен приспособиться к новым условиям работы.
 

За вами следят!

Система взимания платы с транспортных средств максимальной разрешенной массой свыше 12 т в счет возмещения причиняемого ими вреда федеральным дорогам общего пользования «Платон» введена на всей протяженности федеральных дорог Российской Федерации. По концессионному соглашению с «РТ-Инвест транспортные системы» фиксировать нарушения должны система мобильного контроля (100 автомобилей) и система стационарного контроля (481 рамка).

В Минтрансе сообщили, что с 15 ноября оба вида контроля одновременно работают в Московской и Калужской областях, поскольку на первом этапе создано 20 рамок в указанных регионах. При этом не имеет значения, автомобиль или рамка фиксируют бесплатный проезд, так как для фиксации правонарушения достаточно и мобильного контроля.

Как пояснили в ведомстве, в течение 20 месяцев по всей стране построят еще более 460 рамок стационарного контроля. Их размещение будет учитывать интенсивность трафика, расположение дорожных развязок, а также эксплуатационное состояние трасс.


«Более 4 тыс. грузовиков зарегистрированы в системе «Платон». Еще 200 тыс. бортовых самописцев в данный момент распространяются по 118 офисам, расположенным по всей России», – рассказал на инженерно-практической конференции «Устойчивое развитие дорожно-транспортной отрасли и антикризисные меры» заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.


Отметим, чтобы не попасть под штрафные санкции, для пользователей системы «Платон» предусмотрено два способа оплаты проезда. Удобный инструмент – это маршрутная карта. Владелец транспортного средства может перед выездом на маршрут через интернет на сайте platon.ru оформить такую карту, указав не только начало и конец пути, но и от 3 до 10 промежуточных точек. Сделать это можно из любого места – из офиса, дома, с мобильного устройства. При этом перевозчик не обязан приобретать карту из расчета «туда-обратно» и возвращаться тем же маршрутом. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, пользователь может докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути в режиме онлайн на сайте platon.ru. «Оформляя данную услугу через интернет, перевозчик может тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не вызывает. Другой способ – использование бесплатного бортового устройства, которое ведет учет пройденных километров на основе данных ГЛОНАСС/GPS и рассчитывает фактический пробег по федеральной дорожной сети транспортного средства. Однако наличие данного оборудования для перевозчика не является обязательным требованием», – разъясняют в профильном ведомстве.

Причины и следствия

«Около 27% от общего потока грузовиков идет с нарушением весовых норм», – комментирует И. Астахов. По его мнению, никаких средств на поддержание сети автомобильных дорог России не хватит, пока транспортно-логистические компании работают с превышением весовых норм.

«Перевозки негабаритных тяжеловесных грузов во всех странах дорогие. А те нормы, которые установлены в РФ, и так превышают нормативы, которых придерживаются в других странах», – добавил он.

По словам И. Астахова, если в США допустимый вес грузового автомобиля составляет 26 т, то в России – 44 т, а нагрузка на ось – 8 и 11,5 т соответственно.

По данным Росавтодора, 56% от общего размера вреда, наносимого федеральным дорогам, наносят транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 т. Для сравнения: по состоянию на 2010 год общее количество транспорта, зарегистрированного в России, – 39 млн ед. (включая легковые и грузовые автомобили, автобусы). Из них массой свыше 12 т насчитывается около 1,5 млн ед., или менее 4% от общего количества.

Средства, собранные с владельцев 12-тонников в автоматическом режиме, будут направляться на ремонт и содержание федеральных трасс. Кстати, только за первый день работы в Федеральный дорожный фонд поступило 35 млн руб.

Однако, по мнению экспертов и участников рынка, новая система взимания платы с большегрузов требует доработки. Так, «ОПОРА России» выступила с инициативой перевести это на постоплату.

«Внедрение постоплаты за передвижение транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, которую предлагает комитет по транспорту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», снизит остроту вопроса для потребителей. Ускорить ее работу или внедрение наше предложение не может. Тем более что с точки зрения технических и организационных мероприятий система не зависит от порядка внесения платежей», – уверен председатель комитета по транспорту «ОПОРЫ России» Глеб Киндер.

Сегодня подготовлено письмо в правительство РФ на имя Дмитрия Медведева с инициативой рассмотреть предложения о послаблении экономических издержек, которые несут малые и средние предприниматели в результате введения данного законопроекта.

Возможно ли перераспределение грузопотока?

Однако от введения платы пока больше всего пострадали ритейлеры и их поставщики. Они ожидают коллапса с доставкой продуктов. Около 90% логистических партнеров ритейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые для работы в новой системе.


«Несмотря на обострение ситуации в сегменте автомобильных грузовых перевозок вряд ли дело дойдет до полной остановки их работы в стране. Все же часть владельцев большегрузных автомобилей уже зарегистрировались в системе взимания платы «Платон», а значит, будет кому перевезти грузы. Ведь конкуренция в данном сегменте транспортной отрасли высока, и мало кто из перевозчиков захочет терять клиентов», – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.


По его мнению, грузоотправителям по-прежнему важны скорость доставки и сохранность груза. Таким образом, законопослушные перевозчики могут получить преимущество перед теми, кто протестует против нового сбора. «Естественно, что если быстро разрешить ситуацию с его введением не удастся, грузоотправители могут переключиться на другие виды транспорта, в том числе и на железную дорогу», – полагает Д. Баранов.

Эксперты отмечают, что в таком случае они будут выбирать ускоренные контейнерные и контрейлерные перевозки.

«Наиболее логичным вариантом в случае с железной дорогой является развитие контрейлерных перевозок. При их использовании может быть достигнута почти такая же скорость доставки, как и при работе с автотранспортом, а также обеспечено максимальное удобство, поскольку груз будет доставлен именно туда, куда нужно грузоотправителю/грузополучателю», – пояснил эксперт.

Отраслевые аналитики полагают, что ускоренные контейнерные поезда могут нивелировать возникшие проблемы и взять на себя часть контейнерного грузопотока, который сегодня транспортируется автомобилями.

«Ускоренные контейнерные поезда имеют хороший шанс перетянуть на себя часть транспортировок, если сроки доставки до основных городов-миллионников будут совпадать со сроками доставки грузовым автомобильным транспортом с учетом подачи контейнера под загрузку и доставки до двери грузополучателя. Также важна стоимость. Все контракты на поставку между продавцами и покупателями товаров подписаны с учетом сложившейся на рынке себестоимости перевозки на 1 палето-место, которая сейчас, с учетом введенного налога, увеличивается на 5–10%, но не более», – считает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов.

По словам директора департамента маркетинговых коммуникаций ЗАО «Русская тройка» Дениса Сурнина, контейнерный поезд – это сочетание двух факторов: наличия груза на данном направлении, и самой железнодорожной инфраструктуры в регионах зарождения/погашения грузопотока. «Если грузовая база для контейнерного поезда будет концентрироваться пару месяцев, такой проект вряд ли будет успешен. К тому же многие регионы технологически не готовы к работе с регулярными поездными сервисами даже на уровне региональных центров», – добавляет Д. Сурнин.

Он отмечает, что в некоторых случаях переход с автотранспорта на железнодорожный не только может привести к удорожанию перевозки, но и негативно отразится на работе всей инфраструктуры, так как, скорее всего, значительно возрастет порожний пробег подвижного состава, а также простои платформ и контейнеров. «Но это не значит, что не стоит работать в данном направлении. Как раз в текущий момент железной дороге нужно перехватить инициативу и думать о встраивании в новую логистику в текущих рыночных условиях», – подчеркнул Д. Сурнин.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions