+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.06.2020 15:47:44
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Выходить из кризиса транспортники будут опираясь в основном на свои силы

Постепенно режим самоизоляции ослабевает, население возвращается к более-менее привычной жизни, поэтому можно подвести первые итоги того, как городские пассажирские перевозки пережили коронакризис, и пережили ли вообще.
Выходить из кризиса транспортники будут опираясь в основном на свои силы
В апреле пассажиропоток составлял менее одной пятой от обычных показателей. В мае ситуация улучшилась, но не настолько, чтобы можно было говорить об окончании кризиса. На разных маршрутах пассажиропоток составлял от 25% до 50% от обычного. И даже сейчас, во второй половине июня, он еще далек от обычных для этого времени года значений. Почти три месяца работы с убытками не могли пройти бесследно для автопредприятий, и теперь нам предстоит длительный период восстановления финансовых показателей. Кроме того, ситуация показывает, что перевозчикам нужно быть готовыми к возможному возвращению ограничительных мер в случае второй волны пандемии.

Одним из самых тяжелых последствий для компании стал уход части водителей из-за сокращения заработка. Обидно, что увольняются чаще всего самые квалифицированные кадры. Тем не менее мы в период ограничительных мер выпускали на линии больше автобусов, чем требовалось, что позволило избегать скученности людей в них, а также немного увеличить выручку и заработать водителям.

Пандемия скорректировала и планы по обновлению подвижного состава. Мы планировали в этом году приобрести 100 новых машин, но с учетом финансовой ситуации, скорее всего, их будет не более 70. В прошлом году было много расходов: вкладывали и в подвижной состав, и в транспортную безопасность, и в оснащение автобазы. Конечно, мы не могли предвидеть то, что происходит сейчас, и уже в I квартале года это сказалось на наших финансовых показателях. Один из сценариев развития событий допускает, что полностью пассажиропоток не восстановится вообще в обозримом будущем. В таком случае перевозчикам необходимо будет полностью пересматривать свои финансовые стратегии.

Рассчитывать на то, что финансовое положение перевозчикам удастся поправить за счет повышения тарифа, не приходится. Например, стоимость проезда в городском транспорте Воронежа повышалась относительно недавно, осенью прошлого года. Причем довольно ощутимо, с 17 до 21 руб. при оплате картой и 23 руб. – наличными. Мы, как и другие воронежские перевозчики, при этом все равно считаем действующий тариф недостаточным для того, чтобы коренным образом повысить качество перевозок в Воронеже. Но позиция у административных структур примерно схожая – повышение тарифа вызовет соцнапряжение. Особенно это актуально сейчас, в период коронакризиса. При этом почему-то не учитывается, что до последнего повышения тариф несколько лет оставался на одном уровне, притом что в других городах происходило его плавное повышение.

Стоимость содержания городского транспорта в городе-миллионнике составляет не менее 3,5 млрд руб. в год. Таких денег, как правило, в бюджетах нет. Однако это не значит, что они не могут появиться в будущем. Например, на общественный транспорт могут направить средства, которые сейчас идут на какие-то иные масштабные, но менее приоритетные проекты.
Первым шагом на пути к преображению рынка пассажирских перевозок мог бы стать переход на брутто-контракты, когда вся выручка от пассажиров идет в городской бюджет, а перевозчик получает оплату из расчета за километр пути, пройденного автобусом, или за час работы на маршруте. Преимущество системы брутто-контрактов в том, что городская власть начнет заботиться о транспортной отрасли и считать деньги. Сейчас и прибыль, и убытки – дело частных перевозчиков. При этом убытки никто, кроме самих перевозчиков, не считает и не замечает.

Если рассчитать тариф, способный обеспечить настоящее развитие отрасли, а не выживание, как сейчас, он может оказаться в 2 раза выше действующего сейчас. Поэтому, чтобы выполнить все действующие и планирующиеся требования и сэкономить, перевозчики будут вынуждены массово нарушать требования закона. В противном случае у них вырастут выпадающие доходы, которые приведут к убыткам и банкротству. Ведь компенсировать их пока никто не собирается.
К следующей весне городские перевозки Воронежа ждет внедрение новой маршрутной сети. Новые контракты с перевозчиками будут заключаться по более жестким правилам, чем действующие. Однако сложившаяся ситуация показывает, что переход на новые правила должен быть гибким и поэтапным. Очевидно, что обновить подвижной состав до требуемых параметров уже к концу марта не удастся никому из перевозчиков. Поэтому, вероятно, новые контракты необходимо будет заключать с условием обновления парка машин на определенный срок.

Несмотря на более-менее восстановившийся пассажиропоток, финансовая ситуация у перевозчиков остается очень сложной. Третий месяц подряд мы генерируем убытки, наращиваем долги перед контрагентами. Но продолжать работать в таком режиме долго не удастся. Еще 2–3 месяца – и многие перевозчики могут не то что не справиться с обновлением подвижного состава, но и вовсе уйти с рынка. Пока большинство перевозчиков справляются с ситуацией, частично за счет накопленных ранее резервов, частично за счет господдержки. Надеемся, что получим субсидию на выплату зарплаты. Удалось договориться об отсрочке платежей по закупке топлива и запасных частей. Были отсрочены и налоговые платежи, что тоже дало краткосрочный позитивный эффект. Начинаем получать льготные кредиты на зарплату и на возобновление деятельности. На фоне наших собственных действий по сокращению расходов эти меры помогают держаться на плаву. Часть лизинговых компаний пошли нам навстречу и провели реструктуризацию. Но, несмотря на все это, с финансами у перевозчиков сейчас дело обстоит даже хуже, чем с пассажиропотоком. И все же и в таких условиях мы продолжаем работу по обновлению подвижного состава, пусть и не теми темпами, что планировалось, реализуем проект цифровизации общественного транспорта. Выходить из кризиса транспортникам все равно придется, опираясь в основном на собственные силы и сэкономленные резервы. Поэтому те перевозчики, которые не понимают серьезности кризиса и того, что движение вперед все равно не остановить, рискуют уже в следующем году оказаться вне рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions