В пояснительной записке указано, что экотуризм упоминается в законе о малом и среднем предпринимательстве и в законе о животных. В законе о туризме и в законе о природоохранной деятельности такого понятия нет, а значит, нет никаких регламентирующих документов. Мы получаем, с одной стороны, растущий поток туристов, направляющихся в регионы с целью приобщения к природе без посредников. С другой стороны, этот поток не учтен, так как путешественники направляются в ООПТ, где системы учета отсутствуют. Мы не знаем, какой поток на самом деле, несмотря на наличие официальных цифр. Позволю себе усомниться, все-таки реальные цифры несколько отличаются. Не зная данных, мы не можем оценить антропогенную нагрузку. Понятно, что каждый регион и каждый ООПТ в силу собственной заинтересованности это делают, но системно нам об этом ничего не известно.
Данный вид туризма – это перспективная тема, которая принесет дополнительные средства для охраны природы. Есть зарубежный опыт на эту тему, и, на мой взгляд, Канада и США в силу площади и совпадения климатических зон более релевантные в качестве примера. Есть Скандинавия – и Норвегия, и Финляндия, и все, что там происходит в сфере экотуризма. Но если они являются образцами того, как все устроено, с точки зрения бронирования, получения информации и карт территорий, то с точки зрения законодательства использовать этот опыт мы не можем. В России другая правовая история, другие источники и законодательство в сфере ООПТ.
Я сейчас рассуждаю как представитель отрасли, который связан с туризмом и путешествиями. Я представляю тех людей, которые хотели бы путешествовать и приходят в туркомпанию или заходят в интернет, спрашивают: «Я хочу поехать в нацпарк «Земля леопарда» или на розовые пески Калмыкии, и еще массу других территорий». Человек про них слышал, но в голову не приходит, что это заповедник, что есть правила въезда и ограничения, и неясно, как туда попасть. Самое главное, будущий турист не знает, где найти полную информацию. Хорошо, человек решился поехать, но как? Опять он получает разрозненный ответ, который представлен одним предложением, и каждое слово из него надо искать в других источниках.
Возвращаясь к законопроекту, с которого я начала. Внесение понятийного ряда про экотуризм. Там есть абзац, что вся дальнейшая работа по законопроекту, по развитию понятия экологического туризма будет вестись исключительно в контексте формирования правовых актов. То есть не про продвижение, не про регулирование, а именно с точки зрения юридической техники или правового основания для развития экотуризма. Сначала это удивило, а потом я подумала, что это верно. В противном случае мы останемся в том пространстве, в котором сейчас. Ни для кого не секрет, что сегодня, собрав информацию, человек направляется к территории, имеющей статус ООПТ, и не покупает билет. В большинстве случаев, есть возможность попасть на территорию в обход нормативов и правил. Да, там не будет никакого капитального строительства, я не видела ни в одном регионе отеля, который построен в нарушение закона об охране природы. Но попасть туда, немного намусорить и не убрать – это я наблюдала в регионах, прилегающих к Байкалу, человек может, и ему ничего не будет. Туриста никто не посчитал, фактически его никто не видел, он не несет ответственности, а разбираться и решать вопрос будет егерь.
На мой взгляд, ключевые вопросы – куда поехать, какие ты имеешь права и обязанности, находясь на этой территории, сколько стоит и куда будут направлены деньги – сегодня не имеют внятного ответа. Хотелось бы, чтобы инициативы, обсуждаемые на многочисленных форумах, семинарах, конференциях, оформились и появились пилотные территории, которые можно приводить в пример.
Автор: Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.