В результате автопроизводители должны будут сократить средние выбросы своего автопарка в 2025 году по сравнению с 2021-м на 20%, в 2030 году – на 55% и в 2035-м – добиться нулевых выбросов. Это означает, что все владельцы машин с двигателями внутреннего сгорания должны будут платить за причиняемый экологии вред.
Удивительно видеть, что ENVI полностью проигнорировал критическое мнение Транспортного комитета парламента. ENVI предложил непрактичную систему борьбы за экологию, в значительной степени невыполнимую. Решение посылает сильный контрпродуктивный сигнал гражданам и предприятиям ЕС: по общественному транспорту, коллективной мобильности и эффективной перевозке грузов будет нанесен чувствительный удар. Ведь требования новой модели европейской системы торговли выбросами (ETS) распространили только на коммерческий транспорт, а не на все автомобили. И они не коснутся сети АЗС, где будут продавать бензин.
На практике различие между частным и коммерческим транспортом на заправке будет почти невозможно контролировать, особенно для курьерских легковых автомобилей. Принятое решение в рамках ETS увеличит расходы владельцев 35 млн коммерческих автомобилей и исключит обременения для собственников 300 млн частных автомобилей. При таком подходе контроль за выполнением требований ETS будет неэффективным и дорогостоящим мероприятием для ЕС. Ведь понятно, что перевести все коммерческие перевозки на электромобили не получится без существенного повышения стоимости доставки грузов. А в ряде случаев замена просто невозможна, когда речь идет о дальнобойщиках.
IRU предложил законодательным органам ЕС другой вариант: постепенный ввод требований ETS в соответствии с развитием технологий и инфраструктуры зарядки для электромобилей, исключение многократного налогообложения/платы за выбросы CO₂ и реинвестирование доходов, полученных от ETS для дороги, в инфраструктуру автоперевозок.
Ничего этого не предполагается. Таким образом, вместо создания стимула для развития зеленой логистики предполагается фактически просто наказывать транспортных операторов, если они будут вынуждены использовать транспортные средства, не обеспечивающие нулевой уровень выбросов CO₂. Никого не волнует, что заправок для машин с электроприводом или работающих на водородном топливе недостаточно, зато везде вдоль автодорог имеется плотная сеть АЗС с традиционными видами топлива.
Автор: Ралука Мариан, директор IRU по защите интересов ЕС и генеральный представитель в ЕС
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.