+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2020 17:32:13
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесет большую пользу

В летнюю сессию депутаты Государственной думы должны рассмотреть во втором чтении поправки к закону о железнодорожном транспорте, которые должны установить упрощенный порядок реализации строительных объектов на ж/д инфраструктуре. После принятия документа в первом чтении парламентарии предложили отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов.
Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесет большую пользу
Важность процедуры ГЭЭ и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и четкого соблюдения полученного заключения экспертизы подтвердила недавно произошедшая ситуация в Норильске, уже получившая оценку как экологическая катастрофа. В результате произошедшего розлива нефтепродуктов загрязнена акватория рек, введен режим ЧС, причинен значительный ущерб природным ресурсам и населению всего Красноярского края.

Технологические процессы на современных производствах носят чрезвычайно сложный характер, претерпевают быстрые изменения, за которыми очень часто не успевает законодательство. Даже в технологически развитых странах случаются техногенные катастрофы, которые наносят невосполнимый вред окружающей среде. Примерами таких катастроф являются взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, аварии на АЭС «Фукусима-1» и Чернобыльской АЭС.

Одним из основных инструментов обеспечения экологической безопасности опасных производственных объектов является государственная экологическая экспертиза.

Ее задача – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватные требованиям законодательства. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в 4–5 раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.

В широком смысле все законодательство в области охраны окружающей среды направлено на предупреждение и минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе экологического вреда.

Однако существуют некоторые недостатки и трудности в развитии экологической экспертизы, направленной на обеспечение экологической безопасности.

Высокая загруженность экспертов отражается на их объективности, развивается формализм и предвзятость экспертов при проведении экологической экспертизы. Также реально увеличиваются сроки экспертиз (несмотря на формальное их якобы сокращение по закону – с 3 до 2 месяцев), которые снижают их эффективность. Проведение ГЭЭ затрудняют и излишние бюрократические процедуры, отсутствие необходимых инструктивно-методических документов, низкое материально-техническое обеспечение.

Обычно в рамках ОВОС проводится и оценка соответствия планируемой хозяйственной деятельности требованиям действующего законодательства. Тем самым выявляются и экологические риски. В случае выявления таковых в материалах ОВОС должны быть предложены средства по их минимизации или устранению. Именно поэтому ОВОС возможно рассматривать как средство минимизации и предупреждения экологических рисков. К сожалению, механизм ОВОС в России, в отличие от аналогичной процедуры EIA в зарубежных странах, не получил широкого признания и применяется формально, для галочки.

Я считаю, что необходимо развивать другую законодательную инициативу – о совмещении обоснования инвестиций проектов с их стратегической экологической оценкой, в которой заинтересовано Минприроды России. Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесет большую пользу. Минстрой России ведь также поддерживает введение стадии обоснования инвестиций.

В момент поступления проекта на экологическую экспертизу заказчик уже определил, где будет развиваться новое производство, располагает всеми материалами по обоснованию строительства и представляет экспертам акты выбора и прочую документацию. Проведены инженерные изыскания, вложены огромные средства в отведенный земельный участок, иногда даже начаты подготовительные работы к строительству. Но в ходе экологической экспертизы выясняется, что строить объект в выбранной местности нельзя.

Для заказчиков это шок, они очень тяжело воспринимают неожиданное и непреодолимое препятствие осуществлению проекта. Подобная ситуация не выгодна инвестору, не отвечает задачам государства. Вот почему было бы рационально предлагать варианты размещения объекта строительства на ранних стадиях проектирования. Тогда возникающие на осваиваемых территориях ограничения можно выявлять заранее, с учетом специфики нового производства, вместо того, чтобы латать прорехи в проектах, разработанных без учета существующих реалий. И заказчик избежал бы избыточных денежных вложений, требуемых для снижения негативного влияния объекта на окружающую среду, в особенности при его размещении по соседству с особо уязвимыми природными территориями.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions