Также вероятно снижение темпов обновления транспорта. Причем в наибольшем проигрыше окажутся те, кто не хотел этого делать ранее. Тем перевозчикам, которые, как мы, обновляли подвижной состав ударными темпами, придется взять паузу. Но я думаю, что обновление возобновится уже в мае.
Кроме того, возможно снижение темпов улучшения качества перевозок, все проекты в этой сфере временно придется приостановить. Я прогнозирую волну обращений перевозчиков к правительству с просьбой отсрочить введение тахографов, онлайн-касс и прочих новшеств. Установка тахографа на одну машину стоит 50–70 тыс. У перевозчиков сейчас таких денег нет. Усугубляет ситуацию в текущий период необходимость перезаключения договоров страхования пассажиров.
Как ни странно, среди последствий кризиса можно выделить и положительный момент – снижение количества ДТП. Хотя есть и обратная сторона: пройдет год, и статистика расскажет нам об их «внезапном» росте.
Об отсрочке по лизинговым платежам мы пока не просим. Отсрочка на 3 или 6 месяцев обернется тем, что весь объем придется оплатить сразу, в связи с чем скорректируются иные платежи. Усугубляет ситуацию предстоящий летом низкий сезон. Помощи малому бизнесу мы не ощущаем. Та же отсрочка по налогам также приведет к необходимости платить много и сразу, просто чуть позже. А вот, например, господдержка нефтяной отрасли вполне может привести к росту цен на топливо, что на нас тоже скажется негативно.
Какие меры мы можем принять в этой ситуации? Никаких непрофильных активов, которые можно было бы реализовать, у нас нет. Уволить сотрудников мы себе позволить не можем: штат оптимален, все работают эффективно. Отказ от обновления парка автобусов также не рассматриваем, так как впереди нас ждет заключение пятилетних контрактов на перевозки в муниципалитете, где обновление машин – один из важных пунктов. В первую очередь мы займемся отсрочкой всех платежей: по займам, аренде, закупке топлива и запчастей (оплата идет частями или переносится). Замораживаем все инвестиции в инфраструктуру. Хорошей мерой мог бы быть уход от собственного подвижного состава, к чему идет вся Европа, но у нас такие действия не приветствуются властями.
Сегодня мы своими силами проводим санитарную обработку транспортных средств. Конкуренция за пассажиров сейчас – единственный путь повышения доходов. Поэтому нужно сделать так, чтобы пассажиры не боялись общественного транспорта. Я считаю, что с нынешней ситуацией воронежские перевозчики справятся. И глядя на опыт других регионов, уверен, что и они тоже. Мы привыкли выживать в сложных условиях: при низких доходах и жестких требованиях.
Автор: Владимир Георгиевский, исполнительный директор ООО «АТП-1» (муниципальный перевозчик, г. Воронеж)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.