+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2020 17:48:38
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Амбивалентная ситуация в грузоперевозках указывает на переход к значительной коррекции на внешних угольных рынках

Правительство РФ утвердило очередность предоставления перевозчикам доступа к железнодорожной инфраструктуре для разных видов грузов. Как и ожидалось, применительно к методике и в большей мере к системе квотирования, вводившейся на ее основе, наиболее жаркие споры разгорелись вокруг экспортных поставок угля с перевалкой в дальневосточных портах.
Амбивалентная ситуация в грузоперевозках указывает на переход к значительной коррекции на внешних угольных рынках
Во-первых, мы видим довольно ясную позицию, декларируемую кузбасскими властями. Регион уже столкнулся по итогам прошлого года с падением объема добычи угля на 1,7%.

Неудивительно, что губернатор области Сергей Цивилев в конце апреля обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не лимитировать погрузку кузбасского угля в направлении дальневосточных портов.

По итогам января – мая 2020 года снижение погрузки на сети РЖД составило 4,5% к аналогичному периоду прошлого года, причем падение по углю оказалось и того выше – 11%. Как следствие, более 150 тыс. грузовых вагонов оказались невостребованными на сети. В результате ставка предоставления полувагона в марте 2020-го сократилась до уровня в 1–1,1 тыс. руб. в сутки, снизившись примерно на четверть по сравнению с началом года.

Но, фиксируя общий спад угольных перевозок, мы вовсе не наблюдаем аналогичную ситуацию в дальневосточных портах. В их адрес отправлено более 30 млн т угля – на 2,4% больше чем в январе – апреле прошлого года. Здесь сложно списывать все на удачно сложившуюся конъюнктуру – отечественный уголь дешевеет и на восточноазиатских рынках. Ослабление спроса в крупнейших азиатских странах – импортерах угля из-за пандемии COVID-19 в сочетании с избыточным предложением угля на рынке привели в конечном счете к уменьшению в конце апреля стоимости российского угля почти на 10%.

Не лучше ситуация складывается и на европейских рынках, экспорт в адрес которых на сегодня активно стимулируется соответствующей системой железнодорожных скидок и отказов от экспортных надбавок на перевозку. Так, по данным Argus Media, стоимость российского энергетического угля в Европе снизилась в конце апреля этого года на 17,7%, преимущественно по тем же причинам, что мы наблюдаем и на азиатских рынках.

Столь амбивалентная ситуация в грузоперевозках скорее указывает на переход к значительной коррекции на внешних угольных рынках. Причем не исключено, что прибегать в последующем к жестким ограничительным сценариям по пропуску грузопотока на Восточном полигоне даже и не придется. В целом на сглаживание ситуации в создавшихся условиях общего спада погрузки настроены и РЖД, выпустившие в конце мая даже специальный пресс-релиз, призванный убедить в росте грузоперевозок по БАМу и Транссибу и, прежде всего, экспортного угля в адрес дальневосточных портов.

Тем более те же угольщики в среднесрочной перспективе рискуют столкнуться с сокращением объема внутреннего потребления угля на востоке страны. В частности, речь идет о проекте газификации красноярских угольных ТЭЦ.

На сегодня одно из наиболее вероятных проектных решений по проведению газовой нитки через Красноярск предполагает прокладку трубопровода от села Проскоково в Кемеровской области, которое является конечной точкой единой системы газоснабжения на востоке страны, с выходом через Красноярский край на поселок Балаганск Иркутской области.

Перевод угольной генерации на газовую потенциально может привести к постановке со стороны угольщиков вопроса о соответствующей компенсации выпадающих объемов потребления угля на внутреннем рынке. И здесь как вариант речь может идти о получении некой премиальной квоты на перевозку угля в адрес дальневосточных портов.

Другое дело, как это будет сочетаться с правилом распределения провозных мощностей не по компаниям, а по регионам в соответствии с формулой, рассчитываемой Минэнерго России? Впрочем, уже известно, что Минэнерго так и не поддержало введение системы квотирования угольных перевозок, ссылаясь, прежде всего, на имеющуюся непрозрачность условий и оснований для распределения квот.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions