RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.07.2016 15:16:52
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Ирану выгодна транспортная связь с Арменией

На этой неделе в болгарской столице должна состояться важная встреча представителей Ирана, Армении, Грузии, Болгарии и Греции. Главная тема – возможность создания транспортного коридора через Армению, который позволит соединить Персидский залив и Черное море. Насколько этот проект реален и кто в нем заинтересован в большей степени, корреспонденту РЖД-Партнера рассказал руководитель исследовательско-аналитической общественной организации «Интеграция и развитие», координатор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян.
 

Ирану выгодна транспортная связь с Арменией

– Арам Виленович, насколько сильны намерения армянского государства реализовать этот проект?
– Армения серьезно намерена бороться за то, чтобы стать действенной частью оси Север – Юг, связывающей Россию и Иран. Мы понимаем, что на эту роль претендуют и многие другие, включая страны Центральной Азии и Азербайджан в частности, и что нам нужно задействовать новые, до сих пор еще не используемые ресурсы, чтобы достичь желаемой цели. Так, на стадии претворения в жизнь находится современная автомобильная дорога по территории Армении. Она свяжет Иран с черноморскими портами и даст возможность многократно увеличить автотранспортные грузопотоки через нашу страну, включая часть потоков, которые идут сейчас через Азербайджан.
– К слову, разговоры о выведении Армении из своего рода транспортной блокады идут уже не первый год. Напомните, какими были первые шаги в этом направлении?
– С 2008 года обсуждается перспектива строительства железнодорожной ветки Иран – Армения по югу нашей страны. Она должна связать Тебриз и иранскую железную дорогу с армянской. Это дорогой проект. По различным оценкам, на его реализацию потребуется более $2 млрд. Армянское правительство уже несколько лет ищет инвесторов. И в разное время то китайцы, то арабы из Дубая выражали готовность участвовать в строительстве. Но многих сдерживал экономический фактор. Учитывая дороговизну проекта, люди задумываются, а стоит ли вообще его реализовывать, если уже есть дорога через Азербайджан. Но жители Армении и политологи хотят, чтобы их союзникам и друзьям было понятно: для нашей страны это вопрос чрезвычайной важности и национальной безопасности. Поэтому сколько бы проект ни стоил, армянское правительство просто обречено преследовать на международной арене цель постройки этой железной дороги.
– Вопрос по Абхазской железной дороге как одному из альтернативных направлений для организации международных грузоперевозок как-то продвигается?
– Он упирается в политическое непонимание между Грузией и Абхазией. Нужны многосторонние и очень трудоемкие согласования, чтобы продвигать этот вопрос. Но я абсолютно убежден, что если бы правительства России, Армении и Грузии действительно были заинтересованы в том, чтобы задействовать все новые реалии транспортных переходов Север – Юг, то мы имели бы прогресс на этом пути. Думаю, что действительно заинтересованные экономические круги, товаропроизводители, бизнесмены должны громче заявлять о необходимости возобновления функционирования Абхазской железной дороги. Если не задействовать все новые и старые пути, связывающие Южный Кавказ с Россией, то вряд ли состоится ось Север – Юг. Для примера хочу привести еще и стратегически важную автостраду Дарьяли – Верхний Ларс, связывающую Грузию с Россией. В результате разлива реки в Дарьяльском ущелье эту дорогу сейчас закрыли на несколько дней, и в самый разгар работ в сельскохозяйственных зонах Армении грузопотоки с фруктами и овощами переметнулись с перевала Верхний Ларс в сторону паромного направления Батуми – Новороссийск. А новороссийские пограничные службы не были готовы к этому потоку на пароме, и наши фрукты с овощами едва не испортились. О чем это говорит? Армения – член Евразийского экономического союза. Ее товары входят на российский рынок без таможенных пошлин. Но пограничникам надо было указать, что армянские грузы из-за аварийного состояния перехода «Верхний Ларс» переправляются по другой линии, что потребовало слишком много времени. На таких примерах нужно учиться и понимать: если мы хотим многократно увеличить грузопотоки из Армении в Россию через Грузию и черноморские порты, то наше правительство, Министерство транспорта, налоговые, таможенные и пограничные службы и т. д. должны сотрудничать на совершенно другом, более приемлемом уровне.
– Способен ли Иран помочь Армении в решении наболевшего транспортного вопроса и зачем ему это нужно?
– Иранцы сейчас получили новые финансовые потоки с Запада, а вместе с ними и мощные возможности, несопоставимые с минувшим годом. Благодаря этому Иран стал интересным экономическим партнером для России. Ему выгодно задействовать железнодорожную ось до Армении, которая является одним из его самых надежных соседей. При различном религиозном и общественно-политическом строе мы имеем очень хорошие, доверительные и перспективные отношения. Думаю, что армянская и иранская стороны будут и дальше вместе искать надежных инвесторов среди стран Персидского залива и, возможно, в Китае. Первый разговор с китайскими партнерами на эту тему был, но толком не закончился, поэтому ждем продолжения контакта. Затрудняюсь сделать перспективные заявления, так как нужно задействовать все имеющиеся политические, экономические и морально-психологические механизмы. И пока рано говорить о том, насколько мы вовлечены в ось Север – Юг в связи с появлением у Ирана новых возможностей. Сейчас время делать ставки.

Беседовал Степан Ратников
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Директору лесозаготовительной компании может грозить тюремный срок за контрабанду леса на сумму превышающую 13 млн рублей

Директору лесозаготовительной компании может грозить тюремный срок за контрабанду леса на сумму превышающую 13 млн рублей
Городской суд города Канск Красноярский край рассмотрит дело о контрабанде леса в Китай более чем на 13 млн рублей, об этом сообщила пресс-служба Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
РЖД-Партнер

Самый протяженный в Чечне мост откроют после реконструкции в 2018 году

Самый протяженный в Чечне мост откроют после реконструкции в 2018 году
Мост через реку Терек протяженностью почти 300 м откроют в Чечне в следующем году после реконструкции, на восстановление объекта до конца 2017 года выделят 380 млн руб. из федерального бюджета и 20 млн руб. – из республиканского, сообщил ТАСС министр автомобильных дорог Чечни Абубакар Тумхаджиев.
РЖД-Партнер

Основной номенклатурой грузов, следующих через Благовещенскую таможню, стали лес и пиломатериалы

Основной номенклатурой грузов, следующих через Благовещенскую таможню, стали лес и пиломатериалы
В товарной структуре экспорта Благовещенской таможни по итогам работы с начала года вывоз леса и пиломатериалов составил 66% в натуральном и 31% в стоимостном выражении.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions