RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.07.2016 15:16:52
РЖД-Партнер

Ирану выгодна транспортная связь с Арменией

На этой неделе в болгарской столице должна состояться важная встреча представителей Ирана, Армении, Грузии, Болгарии и Греции. Главная тема – возможность создания транспортного коридора через Армению, который позволит соединить Персидский залив и Черное море. Насколько этот проект реален и кто в нем заинтересован в большей степени, корреспонденту РЖД-Партнера рассказал руководитель исследовательско-аналитической общественной организации «Интеграция и развитие», координатор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян.
 

– Арам Виленович, насколько сильны намерения армянского государства реализовать этот проект?
– Армения серьезно намерена бороться за то, чтобы стать действенной частью оси Север – Юг, связывающей Россию и Иран. Мы понимаем, что на эту роль претендуют и многие другие, включая страны Центральной Азии и Азербайджан в частности, и что нам нужно задействовать новые, до сих пор еще не используемые ресурсы, чтобы достичь желаемой цели. Так, на стадии претворения в жизнь находится современная автомобильная дорога по территории Армении. Она свяжет Иран с черноморскими портами и даст возможность многократно увеличить автотранспортные грузопотоки через нашу страну, включая часть потоков, которые идут сейчас через Азербайджан.
– К слову, разговоры о выведении Армении из своего рода транспортной блокады идут уже не первый год. Напомните, какими были первые шаги в этом направлении?
– С 2008 года обсуждается перспектива строительства железнодорожной ветки Иран – Армения по югу нашей страны. Она должна связать Тебриз и иранскую железную дорогу с армянской. Это дорогой проект. По различным оценкам, на его реализацию потребуется более $2 млрд. Армянское правительство уже несколько лет ищет инвесторов. И в разное время то китайцы, то арабы из Дубая выражали готовность участвовать в строительстве. Но многих сдерживал экономический фактор. Учитывая дороговизну проекта, люди задумываются, а стоит ли вообще его реализовывать, если уже есть дорога через Азербайджан. Но жители Армении и политологи хотят, чтобы их союзникам и друзьям было понятно: для нашей страны это вопрос чрезвычайной важности и национальной безопасности. Поэтому сколько бы проект ни стоил, армянское правительство просто обречено преследовать на международной арене цель постройки этой железной дороги.
– Вопрос по Абхазской железной дороге как одному из альтернативных направлений для организации международных грузоперевозок как-то продвигается?
– Он упирается в политическое непонимание между Грузией и Абхазией. Нужны многосторонние и очень трудоемкие согласования, чтобы продвигать этот вопрос. Но я абсолютно убежден, что если бы правительства России, Армении и Грузии действительно были заинтересованы в том, чтобы задействовать все новые реалии транспортных переходов Север – Юг, то мы имели бы прогресс на этом пути. Думаю, что действительно заинтересованные экономические круги, товаропроизводители, бизнесмены должны громче заявлять о необходимости возобновления функционирования Абхазской железной дороги. Если не задействовать все новые и старые пути, связывающие Южный Кавказ с Россией, то вряд ли состоится ось Север – Юг. Для примера хочу привести еще и стратегически важную автостраду Дарьяли – Верхний Ларс, связывающую Грузию с Россией. В результате разлива реки в Дарьяльском ущелье эту дорогу сейчас закрыли на несколько дней, и в самый разгар работ в сельскохозяйственных зонах Армении грузопотоки с фруктами и овощами переметнулись с перевала Верхний Ларс в сторону паромного направления Батуми – Новороссийск. А новороссийские пограничные службы не были готовы к этому потоку на пароме, и наши фрукты с овощами едва не испортились. О чем это говорит? Армения – член Евразийского экономического союза. Ее товары входят на российский рынок без таможенных пошлин. Но пограничникам надо было указать, что армянские грузы из-за аварийного состояния перехода «Верхний Ларс» переправляются по другой линии, что потребовало слишком много времени. На таких примерах нужно учиться и понимать: если мы хотим многократно увеличить грузопотоки из Армении в Россию через Грузию и черноморские порты, то наше правительство, Министерство транспорта, налоговые, таможенные и пограничные службы и т. д. должны сотрудничать на совершенно другом, более приемлемом уровне.
– Способен ли Иран помочь Армении в решении наболевшего транспортного вопроса и зачем ему это нужно?
– Иранцы сейчас получили новые финансовые потоки с Запада, а вместе с ними и мощные возможности, несопоставимые с минувшим годом. Благодаря этому Иран стал интересным экономическим партнером для России. Ему выгодно задействовать железнодорожную ось до Армении, которая является одним из его самых надежных соседей. При различном религиозном и общественно-политическом строе мы имеем очень хорошие, доверительные и перспективные отношения. Думаю, что армянская и иранская стороны будут и дальше вместе искать надежных инвесторов среди стран Персидского залива и, возможно, в Китае. Первый разговор с китайскими партнерами на эту тему был, но толком не закончился, поэтому ждем продолжения контакта. Затрудняюсь сделать перспективные заявления, так как нужно задействовать все имеющиеся политические, экономические и морально-психологические механизмы. И пока рано говорить о том, насколько мы вовлечены в ось Север – Юг в связи с появлением у Ирана новых возможностей. Сейчас время делать ставки.

Беседовал Степан Ратников
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions