Преимущества промышленной (индустриальной) логистики стали очевидными, причем не только поставщикам данного продукта, но и владельцу инфраструктуры и, самое главное, грузоотправителям. Доказательством служит тот факт, что производственники теперь начинают планировать передачу на аутсорсинг непрофильных транспортных функций еще на стадии строительства промышленных предприятий.
Говорить о том, что грузовладельцы поголовно мечтают передать логистику на аутсорсинг, еще рановато – пока их приходится убеждать в ценности новаций. «Сначала мы предлагаем провести технологический аудит, – рассказывает директор по продажам АО «РЖД Логистика» Павел Лагов. – При этом производители уверяют нас, что и так все знают о перевозках». На первый взгляд, подобные заявления обоснованны: тарифы перевозчика урезать практически невозможно в силу их публичности, сегодняшние ставки операторов снижать более некуда, а на сокращении затрат экспедиторов много не заработаешь. Специалисты РЖДЛ действуют иначе: смотрят на процессы, происходящие внутри завода, уделяя особое внимание точкам погрузки и выгрузки, и ищут возможности для экономии. Просто? Вроде бы да. Однако у РЖДЛ есть секрет. «В первую очередь мы хорошо понимаем технологию перевозчика, и эти знания позволяют оптимизировать процессы, связанные с перевозкой по железной дороге», – поясняет П. Лагов.
Предметами особой гордости РЖДЛ являются проекты промышленной логистики для ООО «Гардиан Стекло Ростов» и принадлежащего турецкому холдингу ООО «Посуда» в Борском районе Нижегородской области. «Все началось с того, что на производстве запустили печь для обжига чашек и кружек, а сырья для их изготовления в бункерах хватало только на полдня, при этом на станции стояли груженые вагоны, но грузополучатель не мог их подвести», – рассказывает П. Лагов. Процесс организовали, обеспечили месячное планирование, подвод мраморной крошки и песка just in time, а спустя некоторое время владельцы производства пошли дальше, поручив РЖДЛ закупку сырья и вывоз готовой продукции. «Так мы интегрировались в цепочку поставок, – резюмирует П. Лагов. – Освободили производителя от непрофильных операций и доказали, что мы профессионалы».
Кроме ПГК, объявившей 7 июля 2015 года о втором проекте внедрения программы промышленной логистики, аналогичные сервисы разрабатывают и в ЗАО «Евросиб». Оператор располагает положительным опытом управления локомотивной компанией ООО «Магистраль», специализирующейся на оказании услуг по подаче/уборке вагонов, в том числе расстановке их на фронтах погрузки/выгрузки на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
В конце прошлого года «Евросибу» удалось изменить технологию отправки грузов со ст. Подпорожье Октябрьской железной дороги для «Мется Форест Подпорожье» с групповой на маршрутную, сэкономив клиенту около 10% на оплате груженого тарифа. Сейчас в проработке пилотный проект по накоплению вагонов на путях необщего пользования «Магистрали» с целью дальнейшей подачи порожняка группами под погрузку на соседние станции.
Директор Воронежского филиала ГК "Юкон логистик" Константин Лишин считает, что от реализации таких сервисов, как промышленная и индустриальная логистика, плюсы получают абсолютно все участники процесса.
«Грузоотправитель решает проблемы, связанные с железнодорожной логистикой, аутсорсер, то есть логистическая компания, зарабатывает деньги, используя свои профессиональные компетенции, собственники подвижного состава легко находят общий язык с логистами», – поясняет он. Определенная выгода есть и у перевозчика: например, в ряде случаев необходимость держать наготове маневровый тепловоз, расположенный на станции примыкания к путям общего пользования, попросту отпадает, так как данную функцию берет на себя аутсорсер.
В настоящий момент «ЮКОН логистик» реализует сервисы индустриальной логистики для предприятий «Евроцемент груп» и маслоэкстракционного завода «Бунге СНГ» в Воронежской области. На каждой производственной площадке «ЮКОН логистик» держит от двух до четырех маневровых локомотивов, но порядок их использования зависит от интенсивности грузооборота на текущий момент. Собственного подвижного состава у логистической компании нет, используются либо крытые вагоны, принадлежащие ПГК или ФГК, либо зерновозы «Русагротранса», кроме того, ведется мониторинг рынка с целью подбора оптимальных предложений операторов.
Сотрудничество складывалось постепенно. В начале 2000-х гг. американская компания «Бунге СНГ» открыла производство в Украине, продукцию отправляли в том числе и в РФ. «ЮКОН логистик» предоставлял услуги по перевалке и хранению. Когда возникла идея строительства маслоэкстракционного предприятия, менеджмент завода предложил логистической компании работать вместе. Причина была проста: иностранцы столкнулись со сложностями, связанными, например, с присоединением промышленных путей необщего пользования к сети, а российские логисты, успевшие хорошо себя зарекомендовать, с данной задачей вполне могли справиться. В 2007 году завод начал работать в тестовом режиме, а «ЮКОН логистик» получил новое направление развития бизнеса.
Разумеется, не все шло гладко. «Мы пригласили в штат компании несколько специалистов-железнодорожников с опытом работы на Юго-Восточной железной дороге и попытались так их перековать, чтобы они умели смотреть на ситуацию глазами клиента и в то же время владели спецификой, присущей железнодорожному транспорту», – делится К. Лишин. Речь идет в первую очередь об оформлении большого количества разрешительных документов, в том числе связанных с правом выезда тепловозов на пути общего пользования.
Для большинства российских производителей логистический аутсорсинг пока в новинку, но интерес к теме заметен: например, компания «Каргилл», недавно построившая маслоэкстракционный завод в Волгоградской области, в настоящее время проводит конкурс для поставщиков промышленной логистики – а это уже говорит о многом. Таким образом, перспективы у промышленной логистики весьма благоприятные: все большее количество производственных компаний, особенно функционирующих на вновь построенных предприятиях, стараются отсекать непрофильные направления деятельности. В то же время без этих направлений предприятие не может нормально функционировать, поэтому аутсорсинг является оптимальным решением (в полной мере это касается и железнодорожных цехов).
Марина Ермоленко
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions