+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2020 15:33:27
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Введение обязательной маркировки лекарственных средств требует мобилизации всех игроков рынка

С 1 июля 2020 года в России маркировка лекарственных средств станет обязательной для всех препаратов. Готова ли отрасль к маркировке и зачем она нужна рынку, рассказал директор по качеству COREX Logistics Виталий Шахназаров.
Введение обязательной маркировки лекарственных средств требует мобилизации всех игроков рынка
- Виталий, давайте для начала поймем, зачем рынку нужна маркировка?

- Основная задача маркировки лекарственных средств – обеспечение прослеживаемости движения лекарственных препаратов от производителя до конечного покупателя. Для этого на этапе производства на каждую упаковку наносится уникальный двухмерный код идентификации Data Matrix, который нужно будет получать в государственной системе «Честный знак». Каждый шаг транспортировки станет прозрачным как для государства, так и для производителя.

- Получается, производителям только добавили работы. В чем же тогда выгода бизнеса?

- Во-первых, нас ждет уменьшение упущенной выгоды, обусловленной контрафактной и фальсифицированной продукцией. За счет снижения процента контрафакта легальные производители смогут увеличить объемы производства. Стоит отметить и перевод производства на цифровые рельсы: получая в режиме онлайн данные о движении продукции, можно оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции. При внедрении полного прослеживания получение производителем актуального статистического материала о географии, интенсивности и сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы.

- То есть, маркировка действительно позволит сделать бизнес более прозрачным или все же это попытка государства зарегулировать сектор?

- Дело в том, что изначально причина ввода всей системы маркировки, в том числе лекарственных препаратов - инициатива Федеральной налоговой службы. Это сделано для учета товара, легально произведенного на территории России, и соответственно, для возможности рассчитывать все продажные активности, чтобы соотносить это с поступившими в бюджет налогами, что позволит сделать отслеживание ценообразования на лекарственные препараты более четким. В первую очередь, это коснется препаратов ЖНВЛП (жизненно необходимые и важные лекарственные препараты), цены на которые регулируются через определение предельно допустимых отпускных надбавок. И производитель, выпускающий препараты, и дистрибьютор не могут продать их дороже установленной Правительством РФ цены.

Сейчас проект презентуют как направленный на защиту рынка от фальсификатов. Конечно, система будет справляться и с этой задачей, но учитывая, что объем фальсификата на рынке РФ невысок, особых рисков в этом поле я не вижу. Тем не менее, коммерческая целесообразность, о которой я упомянул выше, в этой инициативе есть.

- Где происходит маркировка лечебных средств?

- Основные производители запустили процесс маркировки на заводе, поскольку они знают требования к упаковке для России, но часть иностранных игроков пошла другим путем – организовала центры маркировки. Когда препараты поступают в один из них, на вторичную упаковку наносится российский знак, а в дальнейшем препараты идут на российские площадки. Кроме того, есть возможности по нанесению кодов маркировки для ограниченных партий лекарственных препаратов на таможенных складах.

- Помимо нанесения маркировки, рынку необходимо отрегулировать и процесс вывода лекарственных средств из обращения. С какими целями это допустимо?

- После запуска лекарственного средства в гражданский оборот начинается «коммерческое путешествие» препарата, каждое физическое перемещение которого должно отражаться в системе, даже если его привезли с одного производственного склада на другой рядом стоящий склад.

Существует большое количество возможностей вывода лекарственного препарата из оборота и прекращения передачи данных в систему мониторинга. Например, с целью обращения в клинических исследованиях или уничтожения препаратов, если они оказались невостребованными или бракованными. Также вывод препаратов из оборота может быть осуществлен для выхода на экспорт в страны ЕАЭС.

- На ком лежит ответственность, если лекарственный препарат «всплывет» на рынке после вывода его из оборота?

- В этом кроется самая большая опасность для компании, которая осуществляла непосредственный вывод лекарства из гражданского оборота. Как показывает практика российского рынка, в год 3-4 скандала подобного рода выявляются. Однако с введением обязательной маркировки ситуация может улучшиться: любой человек с приложением «Честный знак» в телефоне сможет проверить препарат и посмотреть его текущий статус.

- Принято считать, что в вопросе маркировки Россия идет европейским путем. Так ли это? Как проходила маркировка лекарственных средств в Европе?

- Цифровые коды в Европе так же, как и у нас, вводятся с 2020 года, и этот срок постоянно откладывается, хотя пилотные проекты стартовали в 2013 году. Стоит отметить, что в этом поле Россия с Европой идут практически нога в ногу. Мы уже получаем препараты, лейбированные европейским кодом, который по функционалу аналогичен российской системе. Идея та же: сквозное отслеживание движения лекарственного средства.

- А готов ли российский рынок к маркировке? Смогут ли производители до конца 2021 года перейти на новую систему?

- Это очень субъективная оценка. На мой взгляд, к работе в системе МДЛП готовы производители и крупные дистрибьюторы. А вот аптеки, как и лечебно-профилактические учреждения – нет. Пока отсрочку в России не анонсировали. Крупные производители говорят, что отсрочка не нужна, потому что они на эти цели уже получили кредиты и запустили процесс перехода. Остальные же просят о переносе даты начала работы по новой системе или хотя бы вводе временного моратория на штрафы.

Недавно Всероссийский союз пациентов направил Министру здравоохранения письмо, в котором просит разрешить до 1 января 2021 года производство, поставку, таможенное оформление и выпуск на российский рынок немаркированных лекарственных препаратов. Это вполне логичная просьба. В условиях пандемии фармацевтические компании вынуждены идти на изменения заранее утверждённых планов, как с финансовой стороны, так и с технической. Возникают и проблемы со своевременной поставкой оборудования для нанесения и работы с кодами. Также в аптечных сетях возникает дефицит на некоторые жизненно важные лекарственные препараты из-за повышенного спроса, спровоцированного экономической и эпидемиологической ситуацией. Да и система на текущем этапе, опять-таки субъективно, не готова к резкому старту, хотя оператор проводит стресс-тесты на повышенных нагрузках. Учитывая ситуацию, мне также сложно понять, как Центр развития перспективных технологий будет отслеживать весь объем данных по процессу движения лекарственных препаратов. Я вижу высокую вероятность перенесения сроков или введения моратория на год на штрафы.

- Что вы бы могли посоветовать фармацевтическим компаниям в этой ситуации?

- Важно для работы в системе МДЛП выбирать компанию, у которой уже есть опыт подобной деятельности, необходимое оборудование и подготовленный персонал. Обратить внимание следует на игроков, которые проводят весь комплекс работ в системе маркировки, включая вывод из обращения. В случае, если ваши партнеры комплексно подойдут к этому вопросу, серьезных проблем с введением новой системы не возникнет.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions