+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.06.2017 17:10:06
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

В катарском кризисе никто не заинтересован

На прошлой неделе сразу несколько арабских стран разорвали дипломатические отношения с Катаром. Причиной тому стали обвинения со стороны Египта, ОАЭ, Саудовской Аравии и Бахрейна в пособничестве Доху международным террористическим организациям. О том, как возникший конфликт отразится на взаимоотношениях Катара и России, РЖД-Партнер узнал у профессора кафедры современного востока факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ Елены Мелкумян.
В катарском кризисе никто не заинтересован
- Елена Суреновна, Россия в данном конфликте заняла нейтральную позицию, хотя и предложила Катару свою помощь. Почему РФ не меняет отношения к стране, которую обвиняют в пособничестве преступным группировкам?

- Нужно четко разделять организации, в пособничестве которым обвиняется Катар. Например, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн разорвали отношения с Дохой из-за предполагаемого пособничества «Братьям мусульманам», «Хамасу» и «Хизбале». Однако, в российском террористическом списке эти организации не фигурируют и официально не представляют угрозы РФ. Чего не скажешь, например, о «Джабхат ан-Нусра».
Буквально вчера был опубликован список тех компаний, а также юридических и физических лиц, против которых выступает большинство стран. Но их большую часть составляют благотворительные организации, то есть средства террористам переводились через частные фонды. А это значит, что непосредственно само государство в этих процессах не участвовало.

- Будет ли Россия сохранять свою позицию в отношении Катара в дальнейшем? Какое влияние на взаимоотношения двух стран может оказать возникший кризис в дальнейшем?

- Особенного влияния на взаимоотношения России и Катара нынешняя ситуация не окажет. Хотя бы потому, что политические взаимоотношения двух стран находятся на достаточно невысоком уровне. У нас, конечно, есть общие экономические проекты, но и им, скорее всего, ничего не угрожает, поскольку интересы РФ блокада Катара не затрагивает.
Исторически отношения России и Катара никогда не были особенно дружественными и близкими – все было основано исключительно на взаимной заинтересованности в поддержании контактов в экономической сфере. Например, совместное участие в ОПЕК, созданной по инициативе Катара. Несмотря на сложность данного конфликта, он, к счастью, не отразился на ценах на нефть. Думаю, что в перспективе этого также не произойдет.

- Кризис уже отразился на транспортном сообщении с Катаром. Его, в частности, приостановили Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Йемен. Насколько данные меры отразятся на катарских перевозках?

- Самые серьезные последствия этот конфликт может иметь для авиакомпании Qatar Airways, которая играет существенную роль на международном авиационном рынке. Нельзя забывать, что сам по себе Катар является транзитным пунктом при полетах в юго-восточную Азию и другие страны мира. Сейчас же объявившие о блокаде Катара государства закрыли свои аэродромы для него, что, в любом случае, негативно отразится на экономической деятельности местного авиаперевозчика. Правда, критических последствий все-таки не ожидается, потому что Катар вполне способен переориентировать свои воздушные полеты на другие направления и найти новые места для посадок. То есть потерянные сейчас маршруты рано или поздно будут компенсированы другими, что сократит финансовые потери страны.

- В прошлом году Суверенный фонд Катара купил 24,99% акций петербургского аэропорта «Пулково». Не несет ли нынешний кризис рисков для данной сделки?

- Если говорить о контракте по продаже Катару доли в аэропорте Пулково, то этой процедуре, скорее всего, ничто не угрожает. И способствует этому как раз нейтральная позиция России и ее нежелание вмешиваться в возникший кризис арабских стран. То есть в расторжении контракта наша сторона не заинтересована, а катарская – и подавно.

- Можно ли говорить о сокращении в перспективе туристического потока в Катар?

- Катар не успел стать популярной туристической страной, хотя и продолжает стремиться к этому. Правительство, конечно, надеется на то, что в перспективе катарская туристическая отрасль получит активное развитие, но сейчас об этом говорить не приходится. Из России в Доху перелеты, конечно, есть, но их крайне мало. Катарский аэропорт в основном используется при перелетах наших туристов в Бахрейн в качестве пересадочного пункта.

- Не приведет ли нынешний кризис к дальнейшему обострению отношений между Катаром и его соседями? Возможен ли полный запрет на прием рейсов, в том числе пересадочных, из Доху?

- Сомневаюсь, что соседние страны запретят принимать у себя такие пересадочные рейсы, хотя они и предприняли сейчас очень мощное давление на Катар. Тянуться такие взаимоотношения будут еще несколько месяцев, но в перспективе конфликт все равно будет урегулирован. Ведь никто из объявивших Катару бойкот стран не заинтересован в его полной блокаде. Тем более, никто не хочет ответных шагов Доху, ведь главной задачей все равно остается сохранение Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. А оно подразумевает единую позицию участников по многим аспектам как политики, так и экономики.

- Сам Катар заявляет о том, что после разрыва дипломатических отношений экономическая ситуация в стране не изменилась. Более того, Доху отказался от предложенной помощи со стороны России. Неужели страна настолько самодостаточна?

- Не совсем. Первые дни у Катара действительно возникали проблемы. Например, с поставками продовольствия с территории Саудовской Аравии. Однако в Доху очень быстро нашли альтернативных поставщиков и моментально восполнили то, что недополучили. Поэтому введенные меры нельзя назвать серьезным ударом по экономике Катара.

Беседовал Вадим Комков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions