+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.06.2020 15:36:02
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспортное строительство в одном шаге от цифрового будущего

Судя по обширности дискуссии о применении цифровых технологий в сфере транспортного строительства, кажется, что будущее уже на пороге. На деле же оказывается, что большая часть решений до сих пор остается в поле идеи и только иногда переходит в разряд проектов. О перспективах инновационных технологий в отрасли рассказал Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений Skymec.
Транспортное строительство в одном шаге от цифрового будущего
– На Ваш взгляд, цифровизация проектов в транспортном строительстве – это дань моде или действительно прорывные решения?

 – Как уже не раз было отмечено, новые методы не только дают экономию времени, но и порой позволяют предусмотреть гораздо больше деталей. Мы в повседневной практике все чаще и чаще консультируем клиентов, выбравших инновационный, или «гибридный», подход в своих проектах, что позволяет сделать вывод об изменениях в этой консервативной области.

 – Какие решения Вы считаете наиболее перспективными в контексте применения на российских дорогах? Как может измениться процесс возведения и обслуживания транспортной инфраструктуры, если подобные технологии будут внедряться массово?

 – Системы автономного транспорта, будь то автомобили, поезда или другие, возможно, еще даже не появившиеся средства передвижения, – одни из самых упоминаемых современных технологических проектов на любой выставке и конференции. Однако для успешной интеграции требуется комплексная инфраструктура, которая включает в себя умные дороги, камеры с системами компьютерного зрения, которые могут в реальном времени передавать информацию обо всех движущихся рядом объектах и анализировать общую ситуацию на дороге. Многие из этих технологий уже используются и делают поездки из дома на работу более комфортными для рядовых пользователей, а также упрощают процесс доставки грузов из одного города в другой для организаций.

– Как ожидаемый экономический эффект от внедрения подобных технологий соотносится с необходимыми для этого затратами?

 – К примеру, технологии BIM (Building Information Modeling) существенно изменяют работу инженеров-проектировщиков. Решения позволяют наглядно увидеть весь процесс строительства и сократить временные затраты. Анализ данных с помощью BIM происходит в несколько десятков раз быстрее по сравнению с традиционными методами. Аэрофотосъемка с дрона и последующая фотограмметрическая обработка в специализированном программном обеспечении позволяют построить 3D-модель объекта в очень сжатые сроки, при этом детализация поверхности будет очень высокой. Например, цифровая реконструкция участка работ площадью 1 кв. км займет около 3 ч, включая непосредственно сам процесс аэрофотосъемки. В результате обработки специалисты получают облако точек и цифровую модель рельефа (ЦМР), которые можно использовать для измерения различных показателей – объема, площади и дистанции. Полученная в результате такой обработки геопривязанная модель, все точки которой имеют обозначения в системе координат проекта, позволяет сравнивать фактические данные с проектом для оценки качества выполненных работ, контроля объемов и сроков.

Другими словами, с помощью цифровой реконструкции модели можно оперативно получить виртуальный слепок состояния объекта в определенный момент времени. Если делать такие слепки с определенной периодичностью, можно отслеживать прогресс выполнения работ и при необходимости легко откатиться на любой этап строительства. Благодаря этому все действия будут задокументированы, что делает невозможным искажение объемов выполненных работ и существенно облегчает выявление ошибок и отклонений от проекта даже в случае скрытых действий.

Кроме того, с помощью 3D-моделирования на качественно новом уровне решается вопрос визуализации процессов строительства – от сухих чертежей с минимумом информации можно перейти к реалистичным текстурированным моделям объектов, которые сохраняют масштаб и геометрические пропорции с высокой степенью точности. При этом затраты на внедрение аппаратно-программного комплекса для аэрофотосъемки и фотограмметрической обработки соизмеримы со стоимостью традиционных качественных измерительных инструментов, таких как тахеометры или GNSS-приемники. Вряд ли новая технология полностью вытеснит традиционные методы измерений, но точно сможет дополнить и вывести геодезическое и маркшейдерское обеспечение процесса строительства на качественно новый уровень.

 – Считаете ли Вы необходимым обеспечить переход на подобные технологии законодательным путем?

– По статистике, большинство аварий связано с человеческим фактором. А инновации сегодня в первую очередь направлены на то, чтобы сделать нашу жизнь проще и безопаснее – исключить влияние этого фактора. К сожалению, очень часто технологический прогресс опережает законодательную базу, и мы видим ситуацию, в которой полезные новые решения сталкиваются с бюрократическими барьерами. Надеюсь, в будущем мы сможем свести к минимуму негативную составляющую участия человека в дорожном движении. Закон здесь однозначно должен быть на стороне прогресса.

 – Как Вы думаете, эффективность каких проектов можно поставить под сомнение?

 – Все сомнения пропадают после использования таких технологий в федеральных проектах. Как пример приведу строительство Керченского моста.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions