+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.01.2024 12:33:26
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Павел Выменец – о коррупции и делах без срока давности

Руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Павел Выменец рассказал в интервью ТАСС, чем опасен зацепинг, что движет подростками при совершении диверсий на железных дорогах, о борьбе с коррупцией и почему экстремальный отдых может стать смертельно опасным.
Павел Выменец – о коррупции и делах без срока давности

– Павел Сергеевич, на каком виде транспорта совершается больше всего преступлений?

– Зона обслуживания Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ включает 51 регион, более 50 тыс. км железной дороги, 157 вокзалов, более 2,3 тыс. станций, 51 аэропорт, 233 иных объекта воздушного транспорта – это аэродромы, вертодромы, взлетно-посадочные полосы, 89 морских и речных портов, 812 пристаней, причалов и паромных переправ.

Основные направления в работе – это раскрытие и расследование дел о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Логично, что больше всего преступлений совершается там, где больше поток пассажиров. Это у нас, к сожалению, железнодорожный транспорт.


Опасные игры на железной дороге

– Насколько сейчас на железной дороге распространено такое явление, как зацепинг? Какие меры профилактики зацепинга среди детей и подростков принимаются сегодня?

– Зацепинг – достаточно серьезная проблема, поэтому мы принимаем различные меры профилактики, проводим разъяснительную работу, в том числе и в СМИ, и в интернете. Дело в том, что именно в Сети подростки создают группы, где общаются на эти темы и ищут новых участников, заманивая их непонятной романтикой.

На самом деле это очень опасные игры, которые могут закончиться трагически. Только в Москве и Московской области за 2023 год травмировано 14 несовершеннолетних (на 6 человек больше, чем в 2022 году), из которых 11 – смертельно. Мотивация зацеперов банальная – желание получить больше острых ощущений.

Взять тот же самый «Сапсан». У него, на мой взгляд, совершенная конструкция, и как-то к нему прицепиться очень сложно. Но подростки умудряются забираться и туда. Естественно, когда поезд мчится со скоростью 200–250 км/ч и когда с него падают, это заканчивается смертельно. Есть также случаи, когда зацеперы получают электротравмы, которые также несовместимы с жизнью.

По каждому случаю травмирования несовершеннолетнего, в том числе связанного с занятием зацепингом, следственным управлением возбуждаются уголовные дела с целью установления всех обстоятельств произошедшего. По результатам расследования всех уголовных дел в территориальные подразделения ОАО "РЖД" и районные муниципалитеты направляются представления об устранении причин и условий, способствовавших возникновению транспортных происшествий.

За зацепинг предусмотрена и административная ответственность: за проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 тыс. рублей по ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ. Всего за прошедший год по этой статье к ответственности привлечено 114 граждан, что на 6 человек больше, чем в 2022 году.

– Если продолжать тему подростков, сейчас все чаще появляется информация о поджогах ими релейных шкафов. Много ли таких уголовных дел в производстве ваших следователей? Какие закономерности удалось выявить? Что движет подростками? Какая ответственность предусмотрена за такие преступления не только для подростков, но и для их родителей?

– Такая проблема действительно существует. Мы расследуем эти уголовные дела только в тех случаях, когда к ответственности привлекаются несовершеннолетние. Такие поджоги квалифицируются либо по ст. 205 УК РФ (террористический акт), либо по ст. 281 УК РФ (диверсия). С начала 2023 года у нас в производстве находилось шесть уголовных дел такой категории, два из которых уже направлены в суд.

Как правило, люди, заинтересованные в проведении диверсионной деятельности на территории РФ, с помощью мессенджера Telegram привлекают несовершеннолетних к этой преступной деятельности, обещая небольшое денежное вознаграждение в районе 10–15 тыс. рублей. Дети же не понимают общественной опасности, для них это своеобразный квест, кто-то это делает сугубо из материальных соображений.

Практически все подобные преступления у нас раскрываются.


 Воздушные прецеденты 

– Если говорить об авиапроисшествиях, снижается или растет их количество? Становится ли авиационный транспорт более безопасным? Какие основные причины авиапроисшествий?

– Самым главным результатом работы правоохранительных органов на транспорте является все-таки отсутствие каких-либо происшествий, соответственно, и человеческих жертв. Это говорит о том, что все структуры сработали своевременно и правильно.

В 2023 году каких-либо серьезных авиапроисшествий в зоне деятельности нашего следственного управления не было. Да, происходят какие-то задержки рейсов, замена бортов, но всеми службами принимаются меры для того, чтобы таких ситуаций не допускать. В настоящее время нашим следственным управлением проводится проверка по фактам задержек рейсов в декабре – январе, вызванных сложными погодными условиями и другими причинами. По ее итогам мы дадим всестороннюю оценку действиям должностных лиц транспортных организаций, авиакомпаний, обслуживающих организаций и, соответственно, аэропортов.

Если же говорить о причинах авиапроисшествий, то по большей части это мелкие технические неисправности. По каждому такому факту мы проводим проверки на наличие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности – прим. ТАСС), и даем оценку действиям авиакомпании, технического персонала. В 2023 году не было ни одного уголовного дела по данной статье, потому что в рамках проверок установлено, что все действия были адекватны. Здесь самый главный показатель, повторюсь, – это отсутствие каких-либо серьезных происшествий. То, что их не произошло, говорит о том, что принимались все необходимые профилактические меры, и при малейшем подозрении, что какой-то борт технически неисправен, его незамедлительно ремонтируют или производят замену воздушного судна. Думаю, в целом можно сказать, что авиатранспорт стал более безопасным.

 

Зачем туристы рискуют понапрасну?

– В России растет популярность туризма внутри страны. Как это повлияло на состояние преступности на транспорте в целом? Какой процент от возбужденных уголовных дел связан с водным транспортом?

– Мы фиксируем рост выявленных преступлений в сфере оказания гражданам различных услуг на водном и воздушном транспорте. Нерадивые предприниматели пытаются открыть для себя какие-то новые возможности и извлечь выгоду. В связи с этим, не имея первоначальной подготовки, начинают катать туристов на лодках, воздушных шарах, организовывают прыжки с парашютом. К сожалению, это может плохо закончиться.

Например, мы недавно направили в суд уголовное дело в отношении предпринимателей, которые, не имея права на управление воздушным шаром, устроили на нем экскурсию в Сочи. В результате, неправильно оценив погодные условия, залетели не туда, приземлились на дерево. К счастью, никто не пострадал.

А в Ростове-на-Дону предприниматели оказывали услуги катания на байдарках. Маршрут ни с кем не согласовали, в результате одна из байдарок столкнулась с паромом. В ней находился мужчина с дочкой. Отец, спасая ребенка, утонул.

По Северо-Западному региону сейчас расследуется большое уголовное дело в отношении парашютного клуба «Валькирия», который организовывал прыжки с парашютом. В ходе проверки данного клуба мы выявили многочисленные нарушения. В ближайшее время дело планируется направить в суд.

Поэтому хотелось бы предупредить наших граждан, чтобы они, прежде чем воспользоваться той или иной услугой, убедились в том, что лица, которые ее оказывают, действительно имеют на это право и опыт. Транспорт ошибок не прощает.

 

Борьба с коррупцией и мошенничеством

– СК принимает множество мер для противодействия коррупции. Как эта работа отражается на количестве коррупционных преступлений на Российской железной дороге? Как много сотрудников РЖД были привлечены к ответственности за коррупцию?

– В 2023 году нашими следователями возбуждено 143 уголовных дела коррупционной направленности в отношении сотрудников и должностных лиц РЖД, 111 из которых направлено в суд, что больше, чем в прошлом году, на 41 уголовное дело. Всего к уголовной ответственности привлечено 90 сотрудников РЖД.

Преступления, которые они совершают, достаточно разнообразные, начиная от банальных взяток за составление справок по техническому состоянию какого-то локомотива или общее покровительство по службе. По каждому делу мы проводим большой объем следственных действий, и в ряде случаев выявляется, что это достаточно распространенный вид преступлений. Победить коррупцию еще не удалось, но мы продолжаем над этим работать.

– В середине декабря следователи завершили расследования уголовного дела о мошенничестве при строительстве Международного морского терминала в Пионерском. Одна из обвиняемых по этому делу скрылась от следствия и находится в международном розыске. Какие меры принимаются следователями для определения ее местонахождения?

– Изначально в отношении всех обвиняемых по этому уголовному делу были ходатайства в суд, и судом им были избраны меры пресечения в виде заключения под стражу. Впоследствии суд изменил одной из обвиняемых меру пресечения на домашний арест. И, соответственно, находясь под домашним арестом, она скрылась.

Предположительно, она находится на территории Израиля. В отношении нее заочно избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, она объявлена в международный розыск. Насколько известно, она уже получила гражданство Израиля и с учетом имеющегося уголовного дела вряд ли планирует вернуться в Россию. Если ее местонахождение будет установлено, мы будем добиваться ее экстрадиции, чтобы, как и ее соучастники, она была привлечена к уголовной ответственности.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions