+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2021 11:53:02
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Основной задачей является упорядочение логистических процессов, нормализация и фиксация ставок фрахта, обеспечение необходимых перевозочных мощностей

Пандемия COVID-19 привела к значительному сокращению производственных мощностей, нарушила привычные связи между производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний. О бизнесе в новых реалиях РЖД-Партнеру рассказал директор по развитию компании Hardfor Михаил Голосов.
Основной задачей является упорядочение логистических процессов, нормализация и фиксация ставок фрахта, обеспечение необходимых перевозочных мощностей
– Михаил, по каким законам развивается логистика сегодня, на фоне последствий пандемии?

– Сегодня мировая логистика переживает беспрецедентный кризис, причиной которому во многом стала пандемия. В результате карантинных ограничений во многих портах (в том числе в Китае, который является крупнейшим экспортером товаров) сегодня можно наблюдать срывы сроков поставок товаров и оборудования. В связи с нехваткой порожних контейнеров, уменьшением количества судов, простоем этих судов в портах из-за вышеупомянутых ограничений ставки фрахта выросли по некоторым направлениям в 4–5 раз. При этом задержки в доставке могут составлять месяц-полтора, потому что контейнеры с товарами могут стоять в портах трансшипмента очень долго в ожидании нужного судна.

Учитывая, что большинство товаров импортируется из Китая (впрочем, сейчас сбои в поставках распространяются на множество направлений), можно представить, что если какой-нибудь условный товар везли с нарушением графика в месяц-полтора (а такой срок задержки влечет огромные убытки для импортера и продавца этих товаров) и при этом ставка за перевозку этого товара возросла в 4–5 раз, то чтобы получить хоть какую-то прибыль и не обанкротиться, этот импортер должен продать его, добавив к цене товара все понесенные издержки. Поэтому в ближайшее время мы будем наблюдать резкий рост цен, основной причиной которого является тот хаос, в котором пребывает сегодня мировая логистика.

Так что основной и пока что трудновыполнимой задачей является упорядочение логистических процессов, нормализация и фиксация ставок фрахта, а также обеспечение необходимых перевозочных мощностей для того, чтобы можно было хоть как-то прогнозировать сроки доставки. А трендом, скорее всего, является цифровизация логистических процессов, а также качество и сохранность грузов.

– Тренд консолидации рынка логистических услуг актуален?

– К тренду на консолидацию, возможно, добавятся новые требования. Перевезти небольшую партию товара сборным сервисом дешевле. И это основной фактор, который привлекает грузовладельцев. Однако доставка отдельным транспортным средством быстрее и безопаснее. Почти все без исключения курьерские службы и крупные транспортные компании, предоставляющие сборный сервис, не гарантируют бережное обращение с грузом при перевозке, тогда как это может быть дорогостоящее оборудование и хрупкие изделия. Поэтому в ближайшем будущем на рынок выйдут компании, предоставляющие сервис по доставке сборных грузов, но при этом обеспечивающие их сохранность. Их услуги будут стоить чуть дороже, чем услуги курьерских компаний, но они завоюют свой клиентский сегмент, так как обеспечат отсутствие убытков, больших, чем переплата за качество и хороший сервис доставки.

– Бизнес в новых условиях какие новые требования предъявляет к логистическим компаниям?

– В продолжение предыдущего ответа добавлю, что, кроме скоростных и стоимостных показателей, все больше требований появляется к качеству и надежности. Перевозчик должен гарантировать сохранность груза, а также прослеживаемость перевозки. В атмосфере вышеописанного хаоса нередки случаи мошенничества в логистике, в том числе при международных перевозках.

Поэтому сейчас, в век информации, все больше требований предъявляется к контролю сохранности и возможности отследить реальное местоположение груза и все больше предпочтений отдается логистическим компаниям, которые будут владеть реальной информацией. Потому что, выбирая самый дешевый непроверенный вариант, клиент может столкнуться с низким качеством сервиса или попросту с мошенниками, и тогда он может потерять гораздо больше.

– Как новые требования бизнеса изменили само качество сервиса логистики?

– Эти требования не изменили пока логистический рынок. Они, скорее, находятся в процессе его формирования. С учетом всех сложностей и непредсказуемости, описанных в ответе на первый вопрос, логистические компании не могут дать каких-то внятных прогнозов относительно сроков доставки, а также сформировать четкую тарифную сетку. Грузовладельцам лишь остается выбирать, везти товар на предложенных условиях (как бы они ни отличались от стандартных) или отказаться от этой идеи, нарушив графики завоза, ожидая лучших времен.

Представим предприятие, изготавливающее оборудование на конвейере. Это должна быть четкая, слаженная работа, и задержки в сроках поставки комплектующих на месяц и более недопустимы. Но тем не менее это происходит. Логистические компании ничего в этой ситуации не могут сделать, а только констатируют печальный факт. То же самое касается и стоимости этих деталей.

На большинстве предприятий действует регламент в отношении цен, который утверждается на годы вперед. Но если раньше основной риск состоял в изменении курсов валют, то сейчас к нему добавились и неконтролируемые изменения ставок фрахта. Что остается делать предприятиям? Менять свои регламенты, также подстраиваясь под это непростое время. И при этом именно сейчас грузовладельцы начинают понимать, как важно выбрать надежного логистического партнера, который обеспечит стабильные цены, сроки и прежде всего качество сохранности, после того как логистический рынок перестанет лихорадить.

– Насколько вырос спрос на экспресс-доставку?

– Если даже рассматривать этот вопрос на бытовом уровне, локдауны и карантинные меры вынудили потребителей заказывать товары в интернет-магазинах с курьерской доставкой или забирать их в пунктах выдачи, куда, в свою очередь, их тоже доставляют курьеры. И, кстати, с учетом того, что на международную экспресс-доставку влияет эпидемиологическая ситуация, происходящая в мире, а контейнеры из Китая могут доставляться теперь месяцами, внутрироссийская экспресс-доставка будет, наоборот, развиваться, по крайней мере до нормализации этой ситуации.

Поэтому в ближайшее время можно спрогнозировать накопление и консолидацию грузов внутри страны и развитие именно внутреннего рынка курьерских служб. С другой стороны, как бы в этом случае поставщикам товаров и дистрибьюторам не столкнуться с ситуацией наличия большого количества неликвидов на складах, после того как ситуация нормализуется. Но пока потребителям нужны товары здесь и сейчас, поэтому, скорее всего, именно так будет развиваться экспресс-доставка. И опять же, как я уже говорил, в определенных курьерских компаниях будут появляться или обновляться регламенты относительно качества.

– Каковы главные вызовы современности, стоящие перед логистами?

– Рынок логистики огромен, и, чтобы конкурировать, недостаточно использовать стандартные методы работы. Необходимо, чтобы у компании были особые конкурентные преимущества. Все больше требований предъявляется к так называемой цифровизации логистических процессов. Это модное слово все чаще можно слышать сегодня, однако многие до сих пор не понимают сути этого понятия. Именно использование технологий в той или иной отрасли, их развитие и разработка уникальных собственных решений дадут возможность компаниям работать, развиваться и оставаться на плаву.

– В продолжение темы цифровизации: насколько электронная коммерция изменила характер логистики?

– Взаимодействие в интернете в рамках ведения бизнеса стало обыденностью сегодня, а погружение общества в онлайн-ресурсы будет только усиливаться. Все чаще люди выбирают варианты заказа товаров именно в онлайн-магазинах, которые, в свою очередь, заказывают транспорт для доставки товаров покупателю у курьерских контор также в онлайне. Раньше в бизнесе при выборе стратегического партнера важно было встретиться с этими людьми, понимать, где они находятся, чтобы быть уверенными в их надежности. Сегодня все чаще наблюдаются явления, что люди, работая с поставщиками десятилетиями, ни разу их не видели и не знают, где их офисы, производства или склады.

При этом нельзя забывать про мошенничество или некачественный сервис, с которым можно столкнуться при таком взаимодействии. Поэтому появляются регламенты или протоколы, позволяющие в электронном виде подписывать те или иные документы, проверять в онлайне надежность партнеров, отслеживать в реальном времени процесс перевозки грузов.

Электронный документооборот, удаленное декларирование товаров на таможне, трекинг грузов – вот часть инструментов, позволяющих компаниям сегодня взаимодействовать в онлайне, минуя работу с бумагами и вытекающее из этого большое количество бюрократии. И опять же те компании, которые смогут отказаться от своих бумажных регламентов и максимально перейти в онлайн, будут иметь шансы на выживание и дальнейшее развитие.

– Что ждет логистику по итогам 2021 года?

– Итоги 2021 года для большинства логистических компаний будут неутешительными. В этом году в мире уже было много неприятных сюрпризов, обеспечивших нестабильность на логистическом рынке. Последствия первой волны пандемии и торговой войны Китая и США и как следствие – нехватка порожней тары, блокировка Суэцкого канала судном Ever Given, колоссальные убытки некоторых грузовладельцев и контейнерных линий из-за этого, сильное уменьшение грузопотоков в портах в результате карантинных мер – все это будет влиять негативно на отрасль.

Срывы поставок, расторжения контрактов предприятиями, которые не могут перестроиться под быстро меняющийся мир, придерживаясь своих бумажных забюрократизированных стандартов, – все это ударит в том числе по транспортным компаниям, которым придется модернизировать свои внутренние бизнес-процессы и перестраиваться под эти условия.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions