+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2017 14:13:12
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Кодекс для всех

Ориентировочная дата вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС)  - 1 января 2018 года. О том, для чего новый документ разработан, и какие нововведения он в себе несет рассказала начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Марина Искоскова.
Кодекс для всех
— Марина Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, каким образом происходило принятие нового Кодекса?

— Подписание документа проходило в два этапа. Первый этап состоялся в декабре прошлого года, когда его подписали президенты четырех государств-участников, завершающая подпись президента Республики Беларусь была поставлена в апреле текущего года. 12 апреля договор о новом таможенном кодексе был опубликован на правовом портале ЕЭК.

Вы знаете, что с 1 июля 2010 года применяется Таможенный кодекс Таможенного Союза, по которому мы сейчас работаем. В 2015 году было создано новое более глубокое интеграционное объединение - ЕАЭС. И государства стали работать над проектом нового Кодекса, который нужно было привести в соответствие с Договором о ЕАЭС. Эта работа была успешно завершена и сейчас ожидаемой датой вступления в силу нового Таможенного кодекса является 1 января 2018 года. Я неслучайно использую термин ожидаемая дата, поскольку все международные договоры, которые заключаются в рамках ЕАЭС, вступают в силу после получения ЕЭК последнего письменного уведомления стран-участниц о проведении всех необходимых внутригосударственных процедур. Все международные договоры подлежат ратификации, и пока этот процесс не состоится, государство не принимает на себя обязательств, предусмотренных в новом договоре. Эти процедуры идут в государствах с разной скоростью и по разным правилам, поэтому сложно прогнозировать, когда придет последнее уведомление. Но для того, чтобы новое законодательство не вступало в силу внезапно, государства обычно договариваются между собой о такой дате. Сейчас достигнуты договоренности, что до 1 января 2018 года все процессы будут завершены.

— С чем была связана необходимость в разработке нового документа?

— Безусловно, действующий кодекс показал свою состоятельность, он применяется практически семь лет. Но жизнь не стоит на месте, и потребовалось модернизация таможенного законодательства. В новый кодекс были заложены четыре основных принципа. Во-первых, в текст Кодекса были включены 16 из 21 действующего отдельно международного соглашения, регулирующего таможенные правоотношения. По сути, мы получаем один большой кодифицированный акт ЕАЭС. Самостоятельными останутся несколько соглашений, не касающихся аспектов таможенного регулирования. Помимо действующих 16 соглашений Кодекс включает в себя еще 6 проектов международных договоров, которые стороны разрабатывали в течение нескольких лет.
Следующий принцип, это учет современного уровня развития и информационных технологий. Безусловно, когда осуществлялась работа над первым кодексом, говорить о личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности или об автоматической регистрации таможенной декларации и автоматическом выпуске товаров было не то что рано, а даже невозможно. Сейчас это уже реальность, а кодекс, который действует на данный момент, был рассчитан на бумажное взаимодействие декларантов и таможенных органов. Он сдерживает совершенствование таможенных правоотношений, поскольку не учитывает возможности информационного взаимодействия. В новом Кодексе все отношения между лицами, совершающими таможенные операции, переведены в электронный формат.

Третий принцип, это сокращение национального сегмента таможенного регулирования. Безусловно, все унифицировать нельзя, есть такие сегменты правоотношений, где это просто не нужно. В первую очередь необходимо, чтобы товары попадали на внутренний рынок Союза по единым правилам. Именно этого и добивались разработчики. Все что связано с движением товаров, их декларированием, выпуском и т.д. - все максимально унифицировано. Те элементы, которые могут остаться на национальном уровне, например, вопросы функционирования складов временного хранения, останутся в сфере национального регулирования.

Еще одним принципом нового Таможенного кодекса является учет положений международных конвенций и обязательств государств-членов ВТО. Сейчас четыре страны-члена Союза являются также членами ВТО и, безусловно, существующие обязательства должны выполняться. Отмечу, что много элементов в новом Кодексе было заимствовано из мировой практики, чтобы документ по духу и букве соответствовал международным стандартам.

Беседовала Александра Можаровская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions