+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.10.2023 13:41:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

В Ленинградской области объявлено о проекте новой трассы на магнитной подушке

Технический проект трассы с поездом на магнитной подушке разработал Московский институт теплотехники. Построить ее планируют от станции метро «Девяткино» до ТЦ «Мега-Парнас». РЖД-Партнер поинтересовался, что это за проект.
В Ленинградской области объявлено о проекте новой трассы на магнитной подушке
Первый вопрос – о чем речь: это маглев или нет? В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве между органами исполнительной власти Ленинградской области и АО «Корпорация «МИТ» (входит в Роскосмос) был разработан технический проект пассажирской МТС (монорельсовой транспортной системы) с использованием системы магнитной разгрузки для трассы станция метро Девяткино до ТЦ «Мега-Парнас» в Ленинградской области.
Однако на данный момент работы по строительству трассы не начались. Также нет соглашений о создании монорельсовых трасс в других регионах, говорят в компании.

Младший брат московского монорельса

В 2022 году главный конструктор монорельсовой транспортной системы, заместитель начальника отделения АО «Корпорация «МИТ» Владимир Шанаев объяснил, что условно этот маршрут можно будет назвать младшим братом московской монорельсовой дороги, которую, к слову, в ближайшие годы ждет модернизация.
«Они будут визуально похожи. Балка монорельса, по которой идет состав, точно такая же. Дизайн составов более современный, но по размерам поезда аналогичные. Конечно, ленинградская дорога использует больше высоких технологий, чем московская. Она более совершенна», – сказал тогда В. Шанаев.
«Всего в обоих направлениях будет двигаться как минимум 12 поездов одновременно. Каждый из них состоит из пяти вагонов, между которыми сквозной проход. Общая вместимость поезда – 250 человек, а интенсивность движения планируется как в метро: интервал – полторы-две минуты».

А что с подвижным составом?

В 2021 году Московский институт теплотехники заявил, что разработал поезд на магнитной подушке.
«Целью проекта является создание на базе испытательного комплекса полноразмерного демонстрационного макета электроподвижного состава (ЭПС) для проверки и подтверждения основных технических характеристик новых технических решений, связанных с внедрением технологии маглев», – прокомментировал академик РАН Юрий Соломонов.
По его словам, проект – модернизация созданной в начале 2000-х годов монорельсовой транспортной системы. В феврале 2021 года, говорилось о том, что ведется изготовление составных частей и электрооборудования макета ЭПС.
Однако актуальной информации о проекте ни в «МИТ», ни и в администрации Ленинградской области редакции о современном состоянии проекта не предоставили. РЖД-Партнер отправил запросы в корпорацию и администрацию.

Зачем нужно сообщение с технологией маглев

Главный конструктор по транспорту на магнитном подвесе инженерно-научного центра «ТЭМП» Андрей Галенко объяснил РЖД-Партнеру, как в современных проектах монорельсовой транспортной системы начала фигурировать технология маглев. По его словам, необходимость изменений в подходе к монорельсовой системе и нового витка ее развития в России обозначилась в ходе обсуждения модернизации Московского монорельса.
«В 2000 году Московский институт теплотехники нас пригласил, чтобы мы обсудили применение линейного электропривода на Московской монорельсовой дороге, которая идет около ВДНХ. За четыре года мы разработали и испытали линейный асинхронный привод, началась эксплуатация. По своим решениям это чудо-техники, единственная в мире дорога, на которой применен линейный привод совместно с пневматическим опорным колесом. Опора осуществляется на колесо, а движение – за счет передачи тяги бесконтактным способом. Дорога прослужила 20 лет. Когда дело подошло к тому, что нужно делать капитальный ремонт подвижного состава, стали рассматривать идею применения магнитной левитации», – прокомментировал конструктор.
Он уточнил, что система левитации поможет улучшить характеристики подвижного состава, а также обеспечить экономию электроэнергии.
В Московском институте теплотехники есть прототип монорельсовой системы, которая была построена в 2002 году для испытаний вагонов с линейным приводом, теперь мы там испытывали систему левитации. Частично подтвердили многие вещи, но мы все равно для полноценной левитации необходимо внести коррективы в конструкцию подвижного состава.
Работы с московским монорельсом должны пройти в два этапа: сначала капитальный ремонт, потом – создание нового подвижного состава с левитацией. Проект для Ленинградской области, как говорит Андрей Галенко, должен быть аналогичным.
«Совместно с МИТ все эксперименты проведены и подтверждены основные характеристики. Опытная конструкторская документация на новый подвижной состав для Петербурга и Москвы выполнена, но нужно время и деньги для его изготовления и испытаний, – говорит эксперт. – Пока все держится на инвесторах. Мы все время ратуем за то, чтобы была создана государственная научно-техническая программа, вокруг которой собралась бы мощная кооперация и взялась за создание путевой структуры, двигателей, подвеса, самого корпуса. Программа – основа для комплексных экспериментов, технико-экономического обоснования проектов подвижного состава для больших скоростей движения. По ТЭО будет ясен срок их реализации и окупаемости. Нам нужно переходить на большие скорости, но при этом требуется, чтобы этот транспорт стоил сравнимо с железнодорожным транспортом.»
А. Галенко отмечает, что варианты расположения магнитов для левитации все еще обсуждаются – в том числе из-за неоднозначных погодных условий в России, от которых систему левитации и линейного электроприровода рациональнее будет расположить вне досягаемсоти осадков.
«Нам помог питерский инвестор Валентин Занин. Он является одним из инициаторов того, чтобы эта тема продолжалась. Мы же начинали работу по государственной научно-технической программе в 1977 году. Сделали и испытали несколько вагонов на магнитном подвесе. Но потом наступил 1993 год, у государства не было денег, чтобы финансировать такие перспективные проекты. Сейчас нужен следующий этап, и я надеюсь, что наша совместня работа с митом приведет в ближайшем будущем к созданию уникальной транспортной системы с линейным электроприводом и магнитным подвесом», – резюмирует эксперт.
Отметим, что проект монорельсового поезда на магнитной подушке в Ленинградской области обсуждали и раньше. В 2010-х подобной разработкой занимался НИИЭФА им. Д. В. Ефремова. Образец представляли в 2017 году на выставке «Атомэкспо-2017». Но проект не получил поддержки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions