+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2023 11:32:25
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Трансформация цепочек поставок: как сделать Африку ближе?

Основы для тесного сотрудничества России с африканскими государствами заложены, в то же время в этой области много неиспользованных резервов. Недооцененным остается экспортный потенциал ряда регионов РФ, недостаточно задействован механизм межправительственных соглашений, а также не реализован в полной мере потенциал российских торгпредств в странах Африки. Как улучшить данный процесс, обсуждали участники круглого стола «О развитии экспортного потенциала российских производителей товаров и услуг в контексте российско-африканского сотрудничества».

В настоящее время у РФ действуют 18 межправительственных комиссий со странами африканского континента, организована работа 5 торговых представительств. В ряде стран работает ряд крупных российских компаний, они занимаются разведкой и добычей углеводородов, урана, бокситов, алмазов, железной руды.

Внешнеторговый оборот с государствами Африки в 2022 году составил около $18 млрд, при этом $14,8 млрд пришлось на поставки из России. В структуре российского экспорта преобладают продовольственная продукция, минеральные ресурсы, включая нефть.

 Товарообороту прочат рост

По словам замдиректора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Артура Галиуллина, для развития отечественного экспортного потенциала на африканском континенте в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» упрощены требования к участию в мерах субсидиарной поддержки.

«Также наше внимание сконцентрировано на таких мерах, как корпоративные программы повышения конкурентоспособности, компенсация логистических затрат, льготные кредитование и лизинг. Планируется создание специальной лизинговой компании, будет расширяться страхование экспортных контрактов в Африке и оказание консультативной поддержки», – перечислил чиновник.

По некоторым оценкам, предельный размер потенциальной ниши для российского экспорта в африканские государства оценивается в $180-190 млрд.

Как отметил посол по особым поручениям МИДа, руководитель секретариата форума «Партнерство Россия – Африка» Олег Озеров, из РФ, в частности, возможно организовать поставки удобрений, продукции металлургии, горнодобывающей техники.

«Товарооборот у нас сегодня очень маленький. Не знаю, сможем ли его увеличить в 10 раз, – сказал О. Озеров. – Способны ли мы сделать такой рывок, но такие задачи ставить надо».

 Логистика диктует характер отношений

В числе необходимых мер для развития торговых отношений с Африкой – создание транспортно-логистических центров в этих странах. «Нам нужны площадки, на которых мы могли бы закрепляться. Просто так в воздухе торговать невозможно. Нужны хабы: например, продовольственные, энергетические, для удобрений», – рассуждает представитель МИДа.

Безусловно, необходимо развитие транспортных сообщений с континентом. В настоящее время группа FESCO рассматривает возможность запустить прямой сервис на Египет, а также возможность добавления судозаходов в порты других стран Северной Африки в текущий сервис по морской линии через Суэцкий канал из портов Китая в Санкт-Петербург, сообщил на днях председатель совета директоров компании Андрей Северилов.

По его словам, группа на текущий момент не имеет сервисов с Алжиром, но готова совместно с алжирскими коллегами провести исследование потенциальной грузовой базы между странами.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Красильников обратил внимание на сегодняшнюю неравномерность торговых потоков, что снижает эффективность перевозок. Например, к концу 2023 года планируется запустить сезонный маршрут по доставке цитрусовых и авокадо из порта Агадир (Марокко), но проблема в загрузке судов, когда они идут в сторону Африки.

 

Выбрать приоритеты

Эксперты призывают определиться, с чего начать активную внешнеторговую политику в Африке. Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко предлагает не распылять усилия, а сконцентрировать сотрудничество с наиболее перспективными государствами. По его оценкам, торговля с 35 странами из 55 на континенте имеет высокие риски для России.

«Нашему бизнесу там прорываться – терять время и деньги. Остается двадцатка, и ее нужно ранжировать в первую, вторую, третью категорию с тем, чтобы предметно направлять в зависимости от тех или иных потребностей рынка туда наши компании», – рассказал В. Падалко.

В конце июля в Санкт-Петербурге пройдет саммит Россия – Африка. Предполагается, что многие вопросы, затрудняющие сегодня внешнеторговые контакты, будут более детально разобраны с иностранными делегациями, и взаимодействию с африканскими странами будет дан новый импульс.

 

Павел Белов

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions