+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2023 12:57:06
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Россияне отказываются от интернет-заказов, если им не подходит скорость и сроки доставки: как это влияет на рынок покупок онлайн

Платформа для роста онлайн-продаж Tinkoff eCommerce провела исследование и узнала, почему покупатели чаще всего «бросают корзины» в онлайн-магазинах, то есть выбирают товары, но в итоге отказываются их приобретать. По данным платформы, более 70% собранных заказов остаются без оплаты. Одной из причин отказов от покупки становятся неподходящие условия доставки – людей чаще не устраивает ее стоимость и скорость. Поведение покупателей изучалось как по данным различных интернет-магазинов, так и в личных беседах с пользователями. РЖД-Партнер в свою очередь узнал, сталкиваются ли с отказами от онлайн-покупок из-за таких сложностей маркетплейсы и службы доставки.
Россияне отказываются от интернет-заказов, если им не подходит скорость и сроки доставки: как это влияет на рынок покупок онлайн
Отказы из-за доставки, цен и оформления заказа

Анализ обезличенных данных клиентов Тинькофф-банка за сентябрь-октябрь 2023 года показал, что более 70% корзин в онлайн-магазинах остаются не оплаченными. Согласно исследованию, чаще люди отказывают от товара для садоводства (91%), товаров для взрослых (81%), товаров для детей (79%). Наименьшие проценты отказов в категориях: гейминг (30%), канцелярские товары (54%) и товары для животных (56%).

В Tinkoff eCommerce назвали три причины, которые заставляют пользователей отказаться от покупки через интернет-магазины: кроме условий доставки, людей останавливают сложности оформления заказа и неподходящие варианты оплаты. Если говорить именно об условиях доставки, то чаще всего потенциальных покупателей не устраивают: стоимость (78%), скорость (65%) и неудобные временные интервалы доставки (54%). Реже всего – в 26% случаев – людей останавливает от покупки отсутствие курьерской доставки.

Всего в исследовании были проанализированы данные продаж через интернет-магазины 332 крупнейших российских компаний, опрошены около 1000 респондентов, которые за последние месяцы хотя бы три раза покупали что-то в онлайн-магазинах (52% мужчин, 48% женщин).

«Конверсия в покупку на финальном этапе заказа – метрика, которая позволяет оценить «здоровье» продаж. Мы проанализировали поведение покупателей на реальных данных сотен интернет-магазинов, провели много индивидуальных бесед с покупателями. В результате исследования, без оплаты остаются 70% корзин. Почти ¾ денег тратятся впустую. По словам самих покупателей, 94% признались, что бросали корзины. То есть почти все клиенты онлайн-площадок – добавил в комментарии к исследованию директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов.

Сорвали сроки доставки. Чем это чревато?

Как отметили собеседники РЖД-Партнера из сферы интернет-продаж, на отказ от выкупа чаще влияют два фактора: востребованность товара (покупка могла быть импульсивной) и сорванные сроки доставки. Если сроки не удовлетворяют клиента, то он скорее откажется от выкупа, комментирует коммерческий директор службы доставки Boxberry Алексей Бездеткин:

«Приведу простой пример: получатель ждет товар к определенному дню (празднику или мероприятию), но заказ в назначенный срок не приезжает. Для получателя такой товар автоматически становится неактуален, с большой долей вероятности он не будет выкуплен. Если логистическая компания выдерживает сроки, процент выкупа будет сохраняться на довольно высоком уровне».
По данным компании, в отделениях Boxberry выкуп колеблется от 94% до 95%, увеличения числа отказов не фиксируется.

Основатель агентства по работе с маркетплейсами (Wildberries, OZON, Яндекс Маркет, Мегамаркет) Mplace24 Антон Харламов рассказал, что с 2022 по 2023 годы у таких маркетплейсов, как OZON и Wildberries, наблюдалось увеличение сроков доставки товаров, что все же приводит к отказам от покупок.

«Ранее покупатели из регионов Урала и Сибири могли получить заказы в течение 3-4 дней, теперь же сроки доставки составляют 5–7 дней. Во время масштабных акций, таких как «Черная Пятница», сроки могут увеличиваться до 10–20 дней», – говорит А. Харламов.

При длительных сроках ожидания отказы могут достигнуть 50–60% от общего объема заказов, добавляет спикер. Сами OZON и Wildberries на просьбы РЖД-Партнера о комментариях по теме на момент публикации не ответили.

Стоимость доставки товаров продавца на склады маркетплейсов за последний год возросла на 5–10%, говорит А. Хабаров. При этом рынок логистики товаров на маркетплейсы высококонкурентен, что обусловливает относительно низкий уровень роста тарифов на перевозки. Также на этом рынке сейчас наблюдается тенденция к увеличению присутствия крупных компаний, которые предлагают специальные демпинговые промо-тарифы. Это способствует стабильности цен на перевозки в целом по рынку.

Логистика отправки невыкупленных товаров обратно на маркетплейсы, как правило, влияет на цену товаров. Некоторые маркетплейсы принимают решение разделить эту нагрузку с покупателями.
«В 2022 году Wildberries ввел платный отказ от товара для покупателя, в среднем составляющий 100 рублей, при этом в некоторых городах и ПВЗ эта сумма может достигать 500 рублей. OZON, напротив, сохранил бесплатные возвраты для своих клиентов, выделяя это как конкурентное преимущество», – комментирует А. Харламов.

По словам А. Бездеткина, за 2022–2023 годы условия доставки все же существенно не изменились, наблюдается даже постепенное сокращение сроков, так как маркетплейсы открывают фулфилмент-центры в регионах, чтобы быть ближе к получателям:

«Повышается качество межрегиональных маршрутов. Если раньше основная часть товаров в обязательном порядке шла через Москву, то сейчас большая их доля едет к адресату напрямую, это экономит время».

Регионов, куда товары доставлялись бы дольше и дороже, спикер не отметил. Увеличение сроков и стоимости доставки может произойти скорее из-за сезонных или форс-мажорных факторов (например, когда из-за непогоды отменяют авиарейсы, доставка задерживается или вовсе вынужденно меняется логистика). По словам А. Бездеткина, за последние два года стоимость доставки в среднем увеличилась на 15–20%. Boxberry за это время подняли тарифы примерно на 10–12% – это ниже уровня инфляции.

«Причины роста тарифов просты – это удорожание топлива, магистральных перевозок, автомобильных запчастей. Кроме того, в этом году существенно подорожал складской персонал. Всё это отражается на итоговой стоимости доставки», – комментирует А. Бездеткин.

Как люди предпочитают забирать товар

Оба спикера РЖД-Партнера отметили, что сейчас решающим при покупке или отказе от нее для пользователей маркетплейсов является скорость и качество доставки товара. Цена перестала быть важным фактором, так как большинство сервисов делают ее бесплатной для тех, кто забирает товар из ПВЗ. Этим способом выдачи товара пользуются 95% покупателей, по подсчетам А. Харламова.
А. Бездеткин также отметил, что большая часть пользователей выбирает доставку до пунктов выдачи. Согласно исследованиям, по его данным, этот вариант предпочитает 85% покупателей в интернете (в 2021 году пункты выдачи выбирали 78% покупателей).

«Рост популярности ПВЗ связан с тем, что их сеть постоянно развивается и масштабируется. Количество пунктов выдачи перекрывает количество точек оффлайновой розницы. Их много в шаговой доступности, и покупателю гораздо проще получить товары в удобное для себя время в ближайшем пункте выдачи, чем ждать курьера», – комментирует представитель Boxberry.
Оба спикера считают, что курьерская доставка свою популярность постепенно теряет. Ее выбирает примерно 15% покупателей, хотя в масштабах российского e-commerce 15% – достаточно внушительная цифра, это более 300 миллионов заказов, замечает А. Бездеткин:

«Можно сказать, что курьерская доставка достаточно востребована. Как правило её выбирают для высокостоимостных покупок, а также для тяжелых заказов, которые проблематично забрать самому из пункта выдачи. Кроме того, курьерскую доставку предпочитают, например, маломобильные мамы с маленькими детьми».

Среди других вариантов доставки, которыми пользуются покупатели: доставка в короткие временные интервалы и через постаматы. Первый вариант пока более привычен для заказа еды, но, говорит А. Бездеткин, сегодня он распространяется для доставок онлайн-покупок в целом – раньше он был доступен в Москве и Санкт-Петербурге, но теперь развивается и в других городах-миллионниках. Доставка в постаматы развивается мало, но все-таки спрос на эту услугу есть: её чаще предпочитают люди, которые стараются избегать излишнего общения с окружающими.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions