+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.07.2023 09:29:02
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Лесные грузы ищут новые страны

Общий объем экспорта пиломатериалов в I полугодии составил 10 млн куб. м. Это значительно меньше, чем в прошлом году, тем не менее динамика снижения постепенно сокращается, свидетельствуют данные Рослесинфорга. В первые 2 месяца текущего года в сравнении с январем-февралем 2022-го, когда еще не действовали западные санкции, разница в объемах поставок составляла ровно четверть. К середине года она сократилась до 16%.
Ориентир на Восток

С начала года отечественная лесопродукция направлялась в 48 стран, однако основная масса отгружалась всего по 13 направлениям, на которые в совокупности приходится 95,3% от общего объема лесного экспорта. Рынок лесоматериалов переориентируется на страны Востока, в особенности на Китай.

«Например, на ведущие 10 стран-контрагентов в I полугодии пришелся 91% поставок. В аналогичном периоде прошлого года на эти же 10 стран приходилось всего 71%, а в 2020 и 2021-м – 69% и 66% соответственно. Речь идет о Китае, Узбекистане, Казахстане, ОАЭ, Гонконге, Таджикистане, Иране, Азербайджане, Сингапуре и Киргизии», – уточнил директор Рослесинфорга Павел Чащин.
Помимо Китая, куда из РФ в январе-июне экспортировано более 6 млн куб. м лесопродукции, в тройку лидеров-потребителей российских лесных грузов вошли Узбекистан и Казахстан – в январе-июне туда отправлено 1 млн и 408 тыс. куб. м соответственно. В оба направления поставки по сравнению с I полугодием 2022 года выросли примерно на 5%.

Активнее всего рос экспорт в Турцию и в ОАЭ – в 3 и 2 раза, до 145 тыс. и 254 тыс. куб. м, соответственно. Кроме того, увеличение импорта российских пиломатериалов отмечено в Гонконге (+72%, ввезено 245 тыс. куб. м), Таджикистане (+27%, 242 тыс. куб. м), Иране (+52% 222 тыс. куб. м) и Киргизии (+45%, 183 тыс. куб. м).

Помимо этого, наблюдается увеличение поставок досок и бруса в Грузию, Армению, Афганистан, Ливан, Израиль, Таиланд, Монголию, Малайзию, Сирию и Панаму, однако объемы отгрузок туда невелики.

Отрасль следует волатильным курсом

Несмотря на то, что в Китае наблюдается спад потребления по некоторым видам лесопродукции, которая производится в России, доля поставок пиломатериалов в КНР в общей структуре географии российского экспорта продолжает расти. По данным Рослесинфорга, по итогам 6 месяцев 2023 года она составила 61%, тогда как пару лет назад не превышала 44%.

Вместе с тем цены на азиатских рынках снижаются, тогда как затраты в производство у лесоэкспортеров растут. Как сообщил исполнительный директор АО «Дальлеспром» Альберт Дружинин, в 2022 году себестоимость выпуска 1 куб. м пиломатериалов составляла $220, а его реализация – $322. В 2023-м себестоимость выросла до $233, а цена продукта упала до $191.

Другой проблемой являются административные барьеры при пересечении лесными грузами границы. В их числе – сложность с получением сертификатов, которые требуются для экспорта пиломатериалов из древесины ряда ценных пород, согласно СИТЕС (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения). В частности, дальневосточники должны сертифицировать продукцию, получаемую из монгольского дуба и маньчжурского ясеня.

«При получении сертификата проводится дополнительная проверка, законность происхождения древесины, проверяется наличие договоров аренды [лесного участка], лесной декларации и ряда других документов, – рассказывает сенатор Людмила Талабаева. – При этом в национальной системе ЛесЕГАИС реализована балансовая модель [учета оборота древесины], которая предъявляет куда более жесткие требования даже при перемещении древесины внутри страны».

Таким образом эффективность дополнительной проверки в рамках механизма СИТЕС остается под большим вопросом, делает вывод представитель Совфеда. К тому же за последние годы на федеральном и региональном уровне был приняты решения, позволившие искоренить теневой оборот дуба и ясеня, заявила она.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions