+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2023 09:21:36
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Аграриям не хватает возможностей МТК Север – Юг

В настоящее время по международному транспортному коридору экспортируется лишь 7% сельскохозяйственных грузов из России. Для сравнения, через порты Азово-Черноморского бассейна – 57%, Северо-Запада – 22%.
Прогнозы и реалии

За счет МТК «Север – Юг» Россия в целом может увеличить экспорт своей сельхозпродукции. В 2022 году ее поставки на внешние рынки достигли 72 млн т. Согласно прогнозу, экспорт к 2030 году может вырасти на 30%, до 93,9 млн т, проинформировал заместитель гендиректора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Сергей Сабуров.

Потенциал потребления продукции АПК у территорий, примыкающих к данному коридору, достаточно серьезный, говорит управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин» Игорь Гоц. Его он оценивает около 30 млн т к 2030 году.

Однако в сегодняшнем виде МТК «Север – Юг» не способен существенно нарастить поставки продукции АПК, утверждают отраслевые эксперты. Директор по GR Руспродсоюза Андрей Лихачев отмечает, что сегодня отсутствует единый оператор, готовый предложить сквозной сервис и гарантировать сроки доставки товаров. Имеются трудности с оплатой транспортных и иных услуг из-за необходимости использовать разные национальные валюты для расчета на разных участках МТК.
«Есть сложность с получением страхового покрытия на всем пути движения по международному коридору, а также с возмещением по страховому случаю из-за отсутствия единого стандарта документации», – сообщил А. Лихачев.

Из других недостатков этого канала экспорта, перечисленных представителем Руспродсоюза – слабое состояние железных дорог Ирана, недостаточные мощности терминалов на Каспийском море для работы с насыпными аграрными грузами и растительным маслом, а также трудности с отправкой продовольствия в рефконтейнерах и соблюдением параметров холодовой цепи.

Чем интересен зарубежный опыт

Низкий технический уровень инфраструктуры сказывается на себестоимости транспортных услуг и выливается в итоге в колоссальные тарифы, говорит И. Гоц. В то же время, рассказывает он, есть решения, которые помогут повысить привлекательность МТК «Север – Юг».

«Быстрому наращиванию объемов работ будет способствовать создание капиллярной сети припортовых и линейных мини-элеваторов и терминалов. Они должны дать возможность шаговой доступности фермерам, сельхозпроизводителям к экспорту своей продукции», – пояснил управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин».
Только для экспорта зерна на реках Волге и Каме может быть создано 20 малых терминалов суммарной мощностью перевалки до 10 млн т в год. Общий размер инвестиций с учетом специализированного оборудования оценивается в 13-17 млрд руб.

Подобная сеть опорных терминалов, расположенных в крупных речных бассейнах, действует в США и Бразилии, и она показывает свою эффективность.
Естественно, для развития речных перевозок с последующим экспортом через Каспий нужен флот. «В США количество барж, которыми перевозится сельхозпродукция, порядка 2 тыс. ед. общим тоннажем 3 млн т. По нашим расчетам общий тоннаж наших судов на Волге хотя бы должен составлять 500 тыс. т. Тогда, может быть, мы резко удешевим перевозки зерна и уйдем от этих колоссальных тарифов», – считает И. Гоц.

Кроме того, необходимо повышать качество транзитных перевозок через Иран. Сегодня отправки через эту страну являются дорогостоящим приключением, подчеркивает эксперт. Здесь решением видится организация совместных автоперевозочных компаний и участие в проектах по развитию железнодорожной инфраструктуры.
«Уже есть один пример. Анонсировано участие России в строительстве участка Решт – Астара. Это важно, но там существуют и более масштабные проекты. В частности, соединение порта Чехбехар с железнодорожной сетью – это примерно 600 км», – сказал И. Гоц.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions