+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2024 16:37:33
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Производство грузовых вагонов должно регламентироваться едиными требованиями

Если рассматривать выпускаемые грузовые вагоны по структуре, то необходимо отразить основное различие: для инновационного подвижного состава разработчик создает конструкторскую, ремонтную и эксплуатационную документацию с учетом результатов подконтрольной эксплуатации. В том числе разработчик определяет перечень закупаемых комплектующих, допустимых к установке в конструкцию вагона. В то же время для типового подвижного состава разработчик создает конструкторскую и эксплуатационную документацию; ремонт же проводится в соответствии с документами Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. При этом изменение документов, как правило, проводится без апробирования вносимых решений в рамках подконтрольной эксплуатации, то есть без контроля параметров грузового вагона при накоплении пробега в ходе комиссионных осмотров.
Производство грузовых вагонов должно регламентироваться едиными требованиями

Инновационные вагоны. Закрепление общих положений по установлению назначенных нормативов периодичности плановых видов ремонта

В 2023 году завершилась разработка ГОСТ Р 71141-2023 «Вагоны грузовые. Установление назначенных межремонтных нормативов. Общие положения», введенного в действие с 1 июня 2024 года приказом Росстандарта от 07.12.2023 г. № 1528-ст. Данный стандарт в том числе устанавливает, что заявленные назначенные межремонтные нормативы подтверждают путем проведения подконтрольной эксплуатации в соответствии с ГОСТ 15.902-2014 и с учетом оценки надежности по ГОСТ 34632.

Также ГОСТ Р 71141-2023 рекомендует, чтобы назначенный межремонтный норматив до первого капитального ремонта был равен сумме нормативов вагона от постройки до первого деповского ремонта и нормативов между деповскими ремонтами; а для последующих капитальных ремонтов – сумме назначенного межремонтного норматива от капитального до деповского ремонта и нормативов между последующими деповскими ремонтами.

Такая конфигурация позволяет наиболее эффективно использовать ресурс комплектующих грузового вагона до их смены в рамках плановых видов ремонта.

И тут возникает вопрос-предложение: а может быть, действие стандарта распространить и на типовой подвижной состав?

Как устанавливаются назначенные нормативы периодичности плановых видов ремонта для инновационных вагонов

В общем виде процедура установления показателей назначенных межремонтных нормативов в отношении инновационных вагонов в соответствии с ГОСТ Р 71141-2023 выглядит следующим образом:

На первом этапе (разработка грузового вагона) разработчик устанавливает заявленные назначенные межремонтные нормативы. При этом заявленные нормативы вагона между деповскими ремонтами и от капитального ремонта до деповского ремонта устанавливают с учетом предусмотренного ремонтными документами объема ремонта вагона и его составных частей, а также темпов деградации (износов, старения) элементов составных частей. Также в соответствии с ГОСТ Р на показатели заявленных межремонтных нормативов накладывается ряд ограничений.

На втором этапе (подконтрольная эксплуатация) проводится подтверждение заявленных назначенных межремонтных нормативов вагона путем проведения подконтрольной эксплуатации по 5.1 в соответствии с ГОСТ 15.902- 2014 (пункт Д.2) с учетом оценки надежности по ГОСТ 34632.

На третьем этапе (финальное решение): на завершающем этапе проводится анализ результатов подконтрольной эксплуатации и принимается решение относительного того, подтвердились ли заявленные значения. При положительном решении заявленные показатели переходят в назначенный межремонтный норматив; в противном случае, если заявленные нормативы не подтверждаются, их значения корректируются.

Окончательные значения назначенных межремонтных нормативов устанавливает разработчик по результатам подконтрольной эксплуатации и в дальнейшем согласовывает их с владельцем инфраструктуры.

Как вагоностроители гарантируют безопасность эксплуатации продукции грузового вагоностроения

При разработке грузового подвижного состава вагоностроителю необходимо максимально избежать конструкторских ошибок и наиболее достоверно определить заложенный фактический ресурс, а также характер его изменения на разных этапах накопления пробега.

Для этого предприятиями реализуется комплекс организационно-технических мероприятий, а также проводится подконтрольная эксплуатация, в рамках которой выявляются скрытые конструктивные недостатки конструкции вагона с целью усовершенствования и/или доработки и оценка темпов износа составных частей в реальных условиях эксплуатации для возможности подтверждения и прогнозирования их ресурса.

Результатом проведения всех указанных мероприятий становится вывод на рынок новой модели грузового вагона с подтверждёнными показателями надежности и межремонтных нормативов, а также обладающих полным набором документов, регламентирующих требования к эксплуатации и ремонту продукции, что гарантирует эффективность и безопасность на протяжении всего срока службы.

Что предлагается?

Предложения Союза по повышению эффективности работы вагонного комплекса в первую очередь касаются необходимости обеспечения единого подхода к разработке документов, регламентирующих как производство грузовых вагонов, так и их ремонт, что будет гарантировать одинаковые требования как к новому вагону, так и к вышедшему из ремонта. Иначе говоря – при разработке ремонтных документов и их последующей актуализации необходимо проводить те же мероприятия, что осуществляют вагоностроители при внедрении стандарта на продукцию и разработке новых моделей грузового подвижного состава.

Также Союзом предлагается рассмотреть целесообразность распространения разработанного ГОСТ Р 71141-2023 на типовой подвижной состав с дальнейшим пересмотром статуса стандарта на межгосударственный и распространением на пространство «колеи 1520».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions