+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.09.2015 13:47:37
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка грузовых речных перевозок (август 2015 г.)

Из 15 речных бассейнов только трем удалось добиться положительной динамики грузоперевозок в 2015 году. Речные перевозки уступают свои позиции другим видам транспорта. Усилится ли эта тенденция? 

Навигационные потери
В навигацию 2015 года за январь – август компаниями, осуществляющими перевозочную деятельность на внутренних водных путях России, было перевезено 80,3 млн т грузов, что на 4,7% ниже прошлогодних показателей. Напомним, за 8 месяцев 2014-го по ВВП было перевезено 84,3 млн т грузов.
В прошлом году представители Министерства транспорта РФ заявляли о том, что навигация-2014 должна быть успешнее, чем в 2013 году, и прогнозировали увеличение грузооборота на 10%. Однако ожидаемой прибавки достичь не удалось. Более того, в 2014-м, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, объем перевозок внутренним водным транспортом составил 124,5 млн т, что на 9,3% меньше, чем в 2013 году.


За 8 месяцев 2015-го по сравнению с 2014 годом наибольшее увеличение перевозки грузов на внутреннем водном транспорте показали компании, работающие в Амурском бассейне (70,5%), Енисейском (58,8%) и Московском (16,7%). Все остальные речные гавани перевезли за январь – август 2015-го меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего объем перевозок снизился у компаний, работающих в Волго-Донском бассейне (на 60,6%), Печорском (56,3%), Беломорско-Онежском (46,1%).


Отметим, что наибольший объем грузов обрабатывается компаниями Волжского бассейна. Так, за 8 месяцев по нему было перевезено 25,9 млн т. По водам Московского бассейна – 12,6 млн т, а Волго-Балтийского – 9,9 млн т. Надо отметить, что компании других бассейнов перевозят на порядок меньше грузов.

Дноуглубление как срочная мера
Сегодня особенно актуальны вопросы развития инфраструктуры внутренних водных путей на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части РФ, гарантирующей глубину 4 м от Санкт-Петербурга до портов Азовского, Черного и Каспийского морей. Пока лимитирующие участки с фактическими глубинами менее 4 м значительно ограничивают провозную способность речных перевозок. Именно это, по мнению представителей Росморречфлота, основная причина падения объема перевозок по внутренним водным путям. «Уже второй год подряд навигация проходит в условиях недостаточной водности», – комментируют в ведомстве.


Особенно остро аномально низкая водность проявляется сейчас на участках Единой глубоководной системы европейской части России – Волги (в районе Городца) и Нижнего Дона. «Сегодня Волга, наша основная водная артерия, в районе Городца разделена на две части. Если движение грузов ограниченно и требуется перевалка, то сквозная перевозка пассажиров вообще невозможна. Такая ситуация на реке продолжается уже третий год», – констатирует заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.


Данная ситуация снижает провозную способность флота и в результате может привести к потере определенного объема грузов. Как отметил главный редактор журнала «Речной транспорт (XXI век)», академик Российской академии транспорта Михаил Кобранов, дноуглубительные работы – важная составляющая улучшения ситуации на ВВП. «Но для таких серьезных работ, естественно, понадобится соответствующее финансирование. Пока работа ведется не в полной мере, так как объем финансирования речной инфраструктуры сегодня недостаточный. Однако бездействуют как перевозчики, так и администрации бассейнов», – рассуждает он.
Отметим, что в 2015-м президент РФ Владимир Путин дал ряд поручений по переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на водный. Правительство еще в прошлом году утвердило новые нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. «В 2018 году мы должны перейти на полное финансирование за счет средств федерального бюджета. Данная мера позволит улучшить качественные характеристики ВВП и повысить рентабельность внутреннего водного транспорта, что, в свою очередь, приведет как к привлечению новых объемов грузов, так и к переключению грузопотоков с других видов транспорта», – поясняют в Росморречфлоте. При этом нельзя забывать, что ключевой особенностью речных перевозок является сезонность. При планировании грузоперевозок транспортно-логистические компании и грузовладельцы должны учитывать ограничения по срокам открытия и закрытия навигации.

Отраслевые перспективы
Несмотря на очевидные проблемы в речных перевозках, участники рынка отмечают, что именно этот вид транспорта выгоден при транспортировке негабаритной продукции, а также при доставке тяжеловесных грузов.
Надо отметить, что в текущем году на сибирских реках ситуация более или менее нормализовалась, однако в центральной части России движение судов затруднено.
Участники рынка отмечают, что увеличению перевозок по внутренним водным путям будет способствовать развитие инфраструктуры. В случае оптимально отстроенной логистики река – самый экономичный и экологически чистый вид транспорта. Как ранее отмечал руководитель экспертного направления Центра транспортных стратегий Андрей Шкляр, наиболее явно преимущества речных перевозок проявляются при доставках крупных партий продукции на большие расстояния. «Например, одно судно IV класса Europaship способно заменить 54 автомобиля. Естественно, стоимость перевозки 1 т груза по реке будет минимальной», – комментирует он.
По словам А. Шкляра, к примеру, в ЕС речные перевозки достаточно развиты, так как объединяют 13 стран сетью речных водных путей протяженностью более 37 тыс. км, на которых расположено свыше 200 главных речных портов и до 500 мелких.
Татьяна Симонова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions